«Главная проблема строительного комплекса в нашей области состоит в том, что ощущается острая нехватка бюджетных денежных средств, - обосновывает свое заявление Ухин. - В лучшие годы - в 2006, 2007, 2008 - бюджет строительной отрасли области определялся в миллиардах рублей. В шесть- восемь миллиардов вместе с дорогами. Но на 2010 год бюджет предусматривает всего 250 миллионов. Я вспоминаю в этой связи 90-е годы до деноминации - я ведь уже давно в депутатах, «старичок». Тогда выделяли и 47, и 127 миллионов. В общем, в строительстве мы возвращаемся в «лихие девяностые». Хотя объективных предпосылок для этого нет - страна находится на качественно ином уровне развития, накоплены значительные финансовые запасы».
Основной проблемой того, что происходит с областным строительством, Ухин называет руководство строительным комплексом, менеджмент отрасли. «Эта работа, - утверждает Ухин, - поставлена сегодня в администрации области, мягко скажем, слабо. Нет областных денег, есть деньги федеральные - Фонд содействия и развития ЖКХ. Если у строительного комплекса сегодня нет средств, то надо бросать все силы на получение денег из Москвы. А мы с треском проваливаем финансирование!
На этот год мы должны были получить 1 миллиард 100 миллионов рублей. На капремонт домов около 600 миллионов и примерно 500 миллионов на переселение из аварийного и ветхого жилья, то есть на строительство новых домов. Отсутствие целенаправленного руководства привело к тому, что необходимые документы были подготовлены только к лету, когда другие регионы, в частности, Башкирия, Татарстан уже успели получить многомиллиардные транши из центра. А нам деньги пришли только к 20-му августа и вместо одного миллиарда ста миллионов мы получили неполных 600 миллионов на капремонт, а на переселение - неполных 90 миллионов. Оказывается, причина в том, что летом было принято правительственное постановление о Фонде и нам финансирование сильно урезали. Есть такая пословица: «опоздавшим - кости». Конечно, видимо, с задержкой оформления документации есть какая-то вина некоторых муниципальных образований, но спрашивать надо с тех, кто документы собирает и централизованно направляет в Москву.
Третье - в сентябре, получив деньги, управляющие компании бросились в пожарном порядке делать электрику, сантехнику и крыши. Понятно, что делать крыши в самый дождливый период - это жертвовать качеством. Ведь и поступающие оставшиеся копейки распределять надо тактически грамотно.
Почему я даю столь жесткие оценки? Из этих 600 миллионов мой округ получил 66 миллионов, хотя я рассчитывал, прямо скажу, на большее. Более десяти лет я занимаюсь тем, что пробиваю в различных инстанциях средства на ремонты домов, на строительство, и я горжусь тем, что многое изменилось к лучшему на Левом берегу за последнее время. Мне жаль, что новые руководители строительным комплексом области не понимают всей важности ситуации. Ведь сегодня ситуация такова, что мы вообще можем вылететь из этой программы, если не отчитаемся о расходовании средств Фонда. Мы говорим об этом регулярно, пытаемся обозначить нашу позицию при голосованиях. Но кардинальных мер не принимается. Что мы будем делать, если Фонд откажет области в финансировании? Ведь наших 250 миллионов ни на что не хватит.
И четвертое - настораживает отсутствие здорового регионального протекционизма. Сегодня помимо средств Фонда содействия развитию ЖКХ есть и другие федеральные программы. Это и Гостиные дворы, и областная больница, и онкодиспансер. Это же почти миллиард рублей, это также неплохое подспорье для нашего строительного комплекса. Так вот практически везде работают фирмы не наши, не из Архангельской области. То есть сегодня большинство налогов за выполнение этих капитальных строительных работ уходит в другие регионы. И это в условиях нашего дефицитного бюджета! У людей, которые сегодня работают в администрации области, сегодня имеется почему-то недоверие к нашим фирмам. Никак не могу понять, почему.
Судите сами. Недавно был объявлен аукцион на достройку областной больницы, большой объем работ на 300 миллионов рублей. Залог, который требуется по принятым в обладминистрации правилам аукциона - 82 миллиона рублей. Если даже соберутся все вместе такое уважаемые фирмы как СМТ №1, Архангельскгражданреконструкция, то таких свободных средств не найти. Наши банки, точнее филиалы банков, такую ссуду дать им тоже не в состоянии, они зависят от норм центрального офиса и могут дать миллионов десять-двадцать без согласования с центром. То есть данная норма аукциона «заточена» под московские или питерские организации, которым ничего не стоит взять 80-90 миллионов на три-пять дней, а потом их опять вернуть в банк. У наших же фирм таких возможностей нет. Сознательно создаются такие условия.
Одну из таких фирм-варягов можно назвать - «Олимпкомпани», она уже здесь примелькалась. Своих мощностей компания здесь не имеет, нанимает наших как субподрядчиков, или - хотя и не хочу никого обижать - как «негров». И в результате мы сегодня - вечные субподрядчики. Мало того - объекты не строятся! Деньги куда-то исчезают. Мы знаем скандал со строительством 250-ти квартирного дома на улице Победы на Сульфате, когда пропали вместе с прибывшим из Москвы вице-мэром Архангельска Шауловым 119 миллионов рублей, из-за которых область может лишиться финансирования Фонда. Но впереди нас ждет еще один скандал - по Подюжской школе. Насколько я знаю ситуацию в Подюге, там выиграла «Олимпкомпани», наняла наши две фирмы. Они вырыли котлован, забили сваи, денег, насколько я знаю, не получили.
«Закрылись» на 14 миллионов, на использованный материал не предоставили сертификаты, деньги - 22 миллиона - москвичи получали под гарантийное письмо, что сдадут все в январе. Нет ни фирмы, ни работы: стоит котлован со сваями, а вновь избранный глава не знает, что делать. И это только лишь несколько примеров! То есть эта политика «призвания варягов», она себя абсолютно не оправдывает, все, кто к нам приходят - это фирмы-посредники.
Думаю, что за 2009 год работу областной администрации в строительном комплексе в Архангельской области можно оценить как провальную. А что будет со стройиндустрией в 2010 году, внушает самые серьезные опасения. Так дальше продолжаться не может, ведь на карту поставлено развитие нашего региона. Думаю, что такое положение вещей не соответствует основополагающим программным документам партии, в частности «Плану Путина для жителей Северо-запада». Так вот, там черным по белому записано: «В Центре и на Северо-Западе страны изношена транспортная и коммунальная инфрастурктура. Из-за диспропорций в экономическом развитии регионов происходит переселение людей в мегаполисы». Согласно партийной программе, только на переселение из ветхого жилья СЗФО должно получить до 2010 года 7 миллиардов рублей, а на дороги - 34 миллиарда. И куда будут направляться федеральные средства при таком «блестящем» управлении строительством в Архангельской области?»
Фото Н.Гернета