В руки редакции ИА «RUSNORD» попала переписка североосетинского строительного предприятия «Новый дом» с различными организациями области - от региональной администрации до областной прокуратуры.
Вот краткий пересказ сути конфликта, исполненный в вольной форме, доступной читателю.
Итак, 08.08.08 в столице Южной Осетии Цхинвале произошла известная всем трагедия с ночной атакой грузинских войск. Больше половины города лежало (и лежит) в руинах. Одной из первых на беду братского осетинского народа откликнулась Архангельская область в лице своей администрации. Уже 26 августа ООО СП «Новый дом» приступило к работам по восстановлению школы № 5, параллельно у нас в срочном добровольно-принудительном порядке собирались деньги на благое дело. Но мы сейчас не о моральности подобного метода, мы о другом.
Надо сказать, что «Новый дом» не является богатой компанией со свободными финансовыми средствами, общая экономическая ситуация в Северной Осетии к этому не располагает. Поэтому нет ничего удивительного, что гендиректор строительной компании Юрий Дзекоев с радостью принял заказ и на слово поверил полномочному представителю заказчика, в роли которого выступал заместитель главы Архангельской области Сергей Молчанский. Последний оценил полный объём работ в 150 000 000 рублей. Что уже вызывает некоторые подозрения, ибо, как известно, наша не очень успешная в финансовом плане область смогла собрать намного меньше. Где ещё собирались брать недостающую сумму, история пока умалчивает...
Так вот, осетинский строитель Дзекоев идёт на риск, берёт под обещание аванса кредит в 2 000 000 рублей и приступает к работам даже без утверждённой проектно-сметной документации. Непозволительная для профессионала беспечность? Как сказать. Во-первых, когда дело касается человеческого горя, особенно детского, не очень-то задумываешься о возможных подставах. Во-вторых, так случилось, что Юрий Дзекоев лично знает губернатора Илью Михальчука, когда-то он работал на строительстве в Якутске, и уж никак не предполагал, что Илья Филиппович его подставит.
Но тут особый, «якутский случай». Полтора месяца областная администрация мурыжила осетинских строителей с подписанием полноценного договора генподряда. В итоге было подписано простое соглашение о взаимодействии по восстановлению упомянутого объекта, в котором (внимание!) полностью отсутствовали пункты и условия обязательств со стороны администрации Архангельской области.
Знаете, я не оправдываю такое легковерие со стороны Дзекоева, но я его понимаю. В своих письмах в различные инстанции он скупо пишет о том, что поддался на уговоры и принял доводы Молчанского. Какие, могу только догадываться. Например, по уходу от налогов, которое наше далёкое от совершенства законодательство любит обкладывать любую гуманитарную помощь или спонсорство. А так же то, что «мы, якутские, своих не обманываем». В чём-то, наверное, прокололся и сам Дзекоев, в душе не веривший, что простодушные северяне могут так запросто «кинуть» ушлых кавказских парней. Оказывается, могут, да ещё как...
Нестыковки и недопонимание сторон начались уже на первичном этапе строительных работ. Опираясь на опыт и знание местной специфики, «Новый дом» заключил договор со сторонней организацией по проектированию и усилению несущих конструкций корпуса А, подвергнувшегося артобстрелу и находящемуся в аварийном состоянии, а так же проведение антисейсмических мероприятий.
Те, кто понимают, что такое Цхинвал, отдают себе отчет в том, что этот город находится в 9-балльной сейсмической зоне. А, значит, при сильном толчке, если здание не было защищено по всем правилам, оно имеет все шансы сложиться, как карточный домик. И похоронить под собой учеников...
Кроме того, приграничный Цхинвал находится, и ещё долго будет находиться в зоне повышенной военной опасности. Если когда-нибудь с грузинской стороны снова полетят снаряды, а в школе № 5 в это время будут проходить занятия, здание без соответствующего усиления может превратиться в коллективный склеп.
Однако необходимость антисейсмических мероприятий, как и представленная смета, были отвергнуты Молчанским с формулировкой «в целях экономии денежных средств». «Им неважно, что цена этой экономии - детские жизни, сейчас я понимаю, что для Михальчука и Молчанского важно было банально пропиариться, а дальше - не их забота...», - сокрушается Юрий Дзекоев.
Повторимся, речь шла не столько о деньгах, сколько о детских жизнях.
Со своей же стороны, администрация Архангельской области поспешила отрапортовать собственным гражданам, правительству Южной Осетии и Кремлю, что первая очередь объекта будет сдана к 31 декабря 2008 года. Сделано это было без каких-либо договорённостей и консультаций с генподрядчиком, о сроках «Новый дом» узнал на общих основаниях. Лично я по своему опыту расцениваю это не иначе, как подготовку почвы для расторжения договора в одностороннем порядке, что и произошло в дальнейшем.
Мои подозрения подтверждает тот факт, что доводы Дзекоева о нецелесообразности проведения отделочных работ в зимний период в условиях отсутствия тепла и частых отключений электроэнергии просто игнорировались и заканчивались заверениями в вечной дружбе и уговорами продолжать работу.
Дальше начались проблемы с оплатой работ. Если коротко, заказчик в лице всё того же Молчанского отказывался перечислять деньги по общепринятым в строительном бизнесе формам, что привело к срыву работы бухгалтерии СП. В итоге в течение 6 месяцев восстановительных работ ни одна из форм не была принята к оплате, что привело к задержке зарплаты рабочим, а так же срыву договоров с субподрядчиками. Не говоря уже о том, что не были учтены горный коэффициент, а так же командировочные расходы строительной бригады, типа «это не по правилам Архангельской области». Однако в сметах, составленных «Архангельскгражданпроектом», эти расходы учтены и запротоколированы. Ещё одна примета спланированного «кидалова».
Ну, а дальше начинается типичная травля недавних «друзей на века». Одна за другой на объект приезжают несколько комиссий, которые забраковывают объем работ, выполненный «Нашим домом» в аккурат на сумму задолженности администрации Архангельской области. В итоге договор подряда разрывается в одностороннем порядке и перезаключается с другой организацией. Что и требовалось доказать.
Вот результаты подобного «взаимовыгодного» сотрудничества:
- «Новый дом» выполнил работы на сумму 50 000 000 руб.;
- авансовые поступления от администрации Архангельской области составили 30 000 000 руб.
Итого: гендиректор «Нового дома» Юрий Дзекоев трудами Сергея Молчанского и других руководителей Архангельской области «попал» на 20 миллионов рублей плюс материалы, закупленные «Новым домом» на сумму 2 млн 800 тысяч рублей, которые Дзекоеву тоже «простили». Теперь ему и его семье угрожают. Ибо деньги были им взяты под залог его честного имени, работы проводились без предоплаты под его честное слово. Те вещи, которые для кого-то значат всё, а для кого-то - ничего.
Казалось бы, любой судья легко разберется, кто в этом конфликте врал и увиливал от договорённостей, а кто, пусть и наивный, но пострадавший. Ан нет, «соглашение по взаимодействию в восстановлении объекта» так хитро составлено, что дало возможность министерству строительства Архангельской области в лице министра Петрова дать такую отписку на кассационную жалобу в арбитражный суд:
«...восстанавливаемый объект - школа № 5 в г. Цхинвал - не находится и не переходит в собственность Архангельской области по результатам восстановления, не имеет никакой потребительской ценности для Архангельской области, так как не будет в дальнейшем использован для целей Архангельской области. Администрация в соответствии с действующим законодательством не обладает полномочиями по определению организаций для проведения ремонтно-строительных работ на объекте, расположенном на территории зарубежного государства и не принадлежащего Архангельской области на правах собственности, соответственно, не может выступать заказчиком по названым объектам и заключать подрядные договора со строительными организациями...»
А еще министр Петров в своем отзыве на кассационную жалобу ООО «СП «Новый дом» «умывает руки» тем, что «...рассмотрение вопроса об объеме выполненных работ не имело значения в связи с тем, что между сторонами не возникли правоотношения по договору строительного подряда, являющиеся основанием требовать от ответчика уплаты денежных средств за выполненные работы, поскольку ответчик обязательств по оплате выполненных работ в соответствии с соглашением не принимал...»
Читаешь и диву даёшься! Если ни на что не имеем права, зачем было всё это затевать? Деньги собирать, обещания давать, осетинских детишек обнадёживать? Разве не Михальчук прилюдно бил себя пухлым кулачком в грудь, заявляя, что цхинвальская школа для него - дело чести? Кстати, его фамилия в документах почти не упоминается, к нему, разве что, взывают. А так, везде фигурирует Молчанский.
Но больше всего поражаешься цинизму. когда читаешь следующий перл от Петрова: «..на счет... поступали денежные средства на оказание финансовой помощи жители Республики Южная Осетия, в том числе и на восстановление объекта. В связи с этим, не все (!!!) поступившие средства должны были расходоваться на строительство объекта...»
А позвольте спросить, если жители Архангельской области в добровольно-принудительном порядке скидывались не на восстановление школы, как им было указано, то тогда на что? Было бы логично со стороны всех скинувшихся задать г-ну Михальчуку вопрос: «Где деньги, Илья Филиппович, на что, если не на ремонт цхинвальской школы они были потрачены?»
К слову, в столице Республики Саха вынесен окончательный приговор по делу «якутской мэрии». И опять Илья Филиппович не при чём, на зону едут его замы. Вот до чего ювелирно отработана технология подставы...
Нечто подобное было на моей памяти. В середине 90-х Андрей Васильев, с которым мы в пору бесшабашной юности очень дружили, работавший тогда заместителем гендиректора ОРТ, отмазывал свой канал перед журналистами по делу о нарушении авторских прав на показ сериала «Графиня де Монсоро». Проще говоря, первый общероссийский телеканал нагло спёр эти права у второго общероссийского. После умных юридических формулировок и недоуменного пожимания плечами, Андрей не сдержался, стал самим собой и выдал прямо в объектив телекамеры: «Да чего там говорить, прошляпили кино, пусть теперь молчат в тряпочку».
Но то было время бандитского капитализма, ОРТ владел всесильный олигарх Березовский, НТВ - просто сильный олигарх Гусинский, а РТР - слабосильное государство. Теперь государство у нас сильное, что само по себе подразумевает честность и справедливость. Однако находятся люди, которые под его именем творят неблаговидные поступки. Запомните их фамилии - Михальчук и Молчанский. Добавить ещё одно М, и можно снова «мавродики» печатать...
Ладно, в государстве нашем ещё и не такие дела творятся. А вот Архангельская область вряд ли когда-нибудь привыкнет к тому, что её название в других регионах России будет ассоциироваться с обманом и надувательством. Тем более на Кавказе, где выше любых подписей и печатей ценится твёрдое слово джигита. Тем более в таком деле, как помощь пострадавшим от военного вторжения.
Осетины, знайте, у нас есть Кодекс Чести. И не наша в том вина, что пришлое начальство живёт по собственному кодексу, имя которому Бесчестие...
Леонид Черток
P.S. В ближайшее время ИА "RUSNORD" рассчитывает задать Ю.С.Дзекоеву вопросы по данной теме лично.