По данным на момент написания материала, лидирует оппозиционная партия "Ата-Журт" ("Родина"), чей предвыборный список возглавляют высокопоставленные чиновники времен президента Бакиева. По киргизскому законодательству, претендующие на депутатские мандаты партии обязаны преодолеть 5-процентный барьер и набрать не менее 0,5 процента от количества зарегистрированных избирателей в каждой из семи областей страны, а также городах Бишкеке и Оше.
"По предварительным данным с 80,11 процента избирательных участков Киргизии, идеалистическая демократическая партия "Ата-Журт" набирает наиболее число голосов избирателей по итогам парламентских выборов 10 октября", - сообщили в ЦИКе.
По данным, поступившим по каналам автоматизированной системы "Выборы", за "Ата-Журт" проголосовали 8,5 процента избирателей. Второй с 8,01 процента голосов идет Социал-демократическая партия Киргизии о главе с Алмазбеком Атамбаевым, который в июле ушел в отставку с поста первого вице-премьера. На третьем месте - "Республика" (7 процентов) под руководством бизнесмена Омурбека Бабанова. Четвертой идет партия Феликса Кулова "Ар Намыс"(6,79 процента). Замыкает пятерку партий, преодолевающих необходимый для прохода в парламент 5-процентный порог, "Ата мекен" ("Отечество") (6,1 процента), созданная другим бывшим вице-премьером Омурбеком Текебаевым.
В парламентских выборах приняли участие чуть более 56 процентов из почти 2,85 миллиона имеющих право голоса граждан. На 120 мест в законодательном органе претендовали 29 политических партий.
Парламентские выборы в Киргизии проходили в условиях беспрецедентных мер безопасности, на которые власти пошли из-за непрекращающихся угроз дестабилизации обстановки в стране после событий 7 апреля, когда к власти пришло временное правительство. К охране правопорядка на выборах были привлечены сотрудники всех силовых ведомств, таможенной службы и финансовой полиции, народные дружинники, сотрудники частных охранных предприятий, ветераны локальных войн и даже охотники. Каждый из 2289 избирательных участков в воскресение был взят под усиленную охрану, кордоны из милиционеров и дружинников выставлялись по периметру зданий, где расположены участки.
Опасение властей республики понятны и обоснованы, уж слишком высоки ставки. Взять хотя бы те беспроцентные и безвозвратные кредиты, которые обещал щедрый Запад Киргизии в случае бескровного выхода из затянувшегося кризиса власти в республике.
Но этот путь не всеми воспринимается однозначно не только в самой стране, но в ближнем и дальнем её зарубежье. С соседями всё понятно, в среднеазиатских республиках традиционно процветает авторитаризм, Назарбаевым, Каримовым и прочим Рахмонам эксперименты с парламентаризмом сто лет не упёрлись. Однако и Европа сомневается, что из этого получится путное в стране вчера ещё диких степняков, где приход во власть означает лишь личное обогащение. России - тем более, если раньше кормили и договаривались с одним президентом, то, как теперь будем ублажать всю шоблу «законно избранных»?
Вот какие мнения высказываются на местном уровне. "Парламентская форма правления для Киргизии - большой риск, возможны кризисы всех ветвей власти, но это продвижение вперед",- заверяет лидер партии "Ак-Шумкар" Темир Сариев. Ему вторит президент страны Роза Отунбаева. В специальном обращении к народу накануне выборов она заявила: "Не все в нашей стране и за рубежом выражают оптимизм и верят в нас, верят в способность киргизского народа управлять своим государством. Отдельные наши политические партии открыто заявляют, что они, при победе на выборах, вернутся к старому. Мы можем и должны доказать свою национальную зрелость, нашу готовность и способность жить не по чужим указкам и инструкциям, а так, как мы хотим сами".
Однако, пожалуй, жестче других высказался лидер партии "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев, заявивший после голосования: "Несмотря на заявления некоторых важных персон о несвойственности парламентской формы правления в Киргизии, афганизации и расколе страны, все это останется пустым пророчеством. Некоторые государства оказывают влияние на наши политические партии, им дают неприкрытые политические наказы, а некоторые иностранные СМИ проводят агитацию, хотя это запрещено". Эти слова - явный намек на Россию, где не раз, в том числе и из уст президента Дмитрия Медведева, звучал скептицизм относительно своевременности перехода Киргизии к парламентской форме правления. Жесткое заявление одного из лидеров "революции тюльпанов-2" опровергает устоявшееся представление о том, что чуть ли не все главные киргизские партии соревнуются за симпатии Москвы.
Впрочем, главную опасность для Киргизии многие эксперты видят не столько в сложности формирования правящей коалиции и нового правительства, сколько в росте национализма. В стране вновь наблюдаются революционные настроения, но теперь уже замешанные на сильных националистических эмоциях.
Незадолго до выборов в городе Токмак неподалеку от Бишкека произошел серьезный инцидент, который власти предпочли замять. Отдел культуры мэрии города решил устроить акцию, на которой ее участники должны были потребовать от депутатов, не принадлежавших к титульной нации, сложить свои полномочия. На центральной площади, перед входом в городскую администрацию установили аппаратуру, громкоговоритель и микрофоны. Буквально в последний момент провокационную акцию пресекли сотрудники генпрокуратуры и госслужбы национальной безопасности, прибывшие из Бишкека.
В ходе предвыборной кампании некоторые партии вели агитацию с позиции неприкрытого шовинизма. Собравшимся старейшинам, представляющим нацменьшинства, популярно объясняли партийную программу, смысл которой сводился к следующему: если та или иная национальная группа голосует "неправильно", ее ждет участь погорельцев. При этом старейшинам советовали не забывать судьбу жителей практически дотла сгоревшей южной столицы - Оша. Один из лидеров такой партии, просивший не называть его имени, откровенно заявлял представителям российских СМИ, что "иного языка нетитульные нации не понимают".
Как же Киргизия докатилась до жизни такой, ведь с начала 90-х годов прошлого века она являлась образцом демократии для всех азиатских соседей с постсоветского пространства? В том-то и дело, что перехвалили. А ещё задарили грантами и льготными кредитами. Для начала испортили дармовыми деньгами интеллигентного профессора математики Аскара Акаева. По разным подсчётам, он опустил в карман собственной семьи что-то около 2 млрд. долларов США, бросив народу несколько центов на бедность. Другие же официальные лица республики с президентскими амбициями лишь учились у него такой «демократии» и мотали на ус.
Приход К.Бакиева ещё больше усугубил развал экономическое состояние республики. Теперь государственные средства растаскивали более масштабным образом. Даже созданный государственный орган типа ЦАРИИ (Центральное агентство по развитию инвестиций и инноваций). Конечно, не конституционный орган, который возглавлял его сын Максим, подчинив себе всё правительство Республики. Ему в этом активно помогали друзья-мошенники мирового масштаба. Как эти ребята перед апрельскими переворотом ловко забирали российские инвестиции в объеме 300 млн долларов США ещё никто не забыл.
Будучи «идейными воспитанниками» этих двух президентов, члены Временного Правительства ничего не изменили в управлении государством, а наоборот продолжали их деятельность по растаскиванию народного добра.
Постепенно, начатая народная демократия захлебнулась, «Островок демократии», как любил называть свою полудикую страну её первый президент Акаев, превратился в образчик завуалированного авторитарного ханства. В итоге в 2009 году ВВП на душу населения составил всего лишь 800 долларов США. За чертой бедности оказалась почти половина населения республики. Трудоспособные жители, составляющие 30 % населения, безработные. К августу 2010 года объем внешнего превысил отметку 2,5 млрд. долларов США.
Сегодня нет смысла скрывать очевидное - в Киргизии «выращен» целый ряд политиков, целенаправленно ведущих работы по окончательному превращению юга республики в свою бесконтрольную вотчину и рай для криминала. Все они сегодня принимают активное участие в предвыборной кампании, некоторые из них уже в народе считаются (воспринимаются) как герои.
Временное правительство показало свое бессилие и неспособность в управлении государством, отдав возможность местным «князьям» самоутвердиться, игнорируют центральные власти. Стоит ли теперь удивляться тому, что победу на самых демократичных выборах за всю историю среднеазиатского региона одержали сразу три оппозиционные партии?
И этим они, как ни странно, оказали большую услугу русскому медведю. Тому самому, что красуется на эмблеме «Единой России». Теперь в Кремле завсегда могут кивнуть в сторону востока - «смотрите, что бывает, когда не выстроена и не отрихтована вертикаль власти». Логика тут простая. Лидер предвыборной гонки «Ата-Журт» по факту является партией свергнутого Курманбека Бакиева. Сегодня бывший российский ставленник скрывается у нашего первейшего на данный исторический отрезок времени врага Александра Лукашенко. Ну, а, как известно - «друг нашего врага - наш враг». Не удивлюсь, если ручеёк российских кредитов и инвестиций в адрес Киргизии превратится в жалкую капель, а то и совсем иссякнет. И то, кто же добровольно станет подпитывать сторонников близкого друга своего главного хулителя?
А ещё появился негативный пример «неконтролируемых выборов», которых так не хочет нынешняя российская власть. Ну, спасибо вам, киргизы, удружили...
Леонид Черток