Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха "Метрополь", который вышел в 1979 г. в самиздате, в 1993-м подписала письмо "42-х", в котором известные литераторы требовали запретить все виды националистических и коммунистических партий, фронтов и объединений.
В облике Беллы Ахмадулиной - в надменном подъеме шеи, в запрокинутом лице, в высокопарных интонациях - было какое-то сочетание бесстрашия и уязвимости, словно у человека, который сознает в себе что-то хрупкое - но такое, чем нельзя поступиться даже под страхом смерти. Это осознание в себе чего-то уязвимого, но абсолютного, пишет DneprNews.Info. Это осознание резко отличало ее от круга советских литераторов, от шестидесятников - в общем, от тех людей, вместе с которыми она стала известна в конце 1950-х и среди которых ее числит история литературы.
Сама ее манерность казалась не проявлением избалованности, а каким-то непрерывным уклонением от невидимых лезвий. Такой же уклончивостью и окольностью с самого начала отличались ее стихи, ее бесконечные перифразы - словно она доводила до предела идею поэзии как вещи бесполезной и избыточной, не боясь впасть в витиеватость, красивость и прочие грехи против хорошего вкуса.
Этими перифразами возвышались любой обыденный предмет или обыденное происшествие - автомат с газировкой, простуда, светский визит, но возвышались чем дальше, тем чаще не в условные эмпиреи высокого стиля, а в странно-конкретную область страдания и неприкаянности. Ахмадулина плохо прочитана - кажется, если бы она была не полуофициальным, а совсем неофициальным автором, у нее было бы больше по-настоящему внимательных читателей. Но при внимательном чтении видно, насколько содержательны и неслучайны ее окольные обороты - насколько часто они говорят о "сиротстве" и о "казнях": "Под гильотину ледяной струи / с плеч голова покорно полетела./ О умывальник, как люты твои / чудовища - вода и полотенце". И, в конечном счете, сам возвышенный язык нужен был Ахмадулиной, чтобы раз за разом совершать с этой высоты нисхождение, чтобы приносить эту высоту в жертву - и она была абсолютно точна, когда писала: "Это я - человек-невеличка,/ всем, кто есть, прихожусь близнецом,/ сплю, покуда идет электричка,/ пав на сумку невзрачным лицом".
«Она из последней плеяды всем известных поэтов, которых знала вся страна. Ее интонации, голос воспринимались как прямое продолжение великой русской поэзии. Ее удивительная, совершенно ни на что не похожая поэтическая речь была не позой, и не позицией, а просто была ее сутью. В жизни ее речь, каждое ее слово было не заезженным, не штампованным, а абсолютно личным. Весь мир, в котором она жила, был абсолютно адекватен тому поэтическому миру, который она создала», - верно подметил поэт Евгений Бунимович, которого цитирует Kleo.ru.
В последний раз Владимир Войнович разговаривал с Ахмадулиной три дня назад. «Она как раз выписывалась из больницы. Ее уход - очень тяжелое известие для меня, мы дружили много лет», - заключил писатель.
В последние годы поэтесса страдала от тяжелой болезни глаз - глаукомы. «Она очень мало писала в последнее время, так как почти ничего не видела, практически жила на ощупь. Но, несмотря на очень тяжелый недуг, никогда не жаловалась, всегда была приветлива», - рассказал близкий друг Ахмадулиной Владимир Войнович.
Экс-супруг Ахмадулиной Евгений Евтушенко подчеркнул, что Россия потеряла в этот день не только великую поэтессу, но и пример гражданского благородства. «Она бесстрашно выступала за тех, кто попадал в беду. И будущие поэты должны понять, что профессиональное поэтическое мастерство, если они хотят быть большими поэтами, должно быть неотделимо от гражданской совести», - сказал Евтушенко в эфире информационного телеканала «Россия 24».
«Что я могу сказать? Я совершенно ошеломлен и подавлен, - сказал поэт. - Россия потеряла еще одного великого поэта, достойного наследника Ахматовой и Цветаевой».
Белла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. В числе предков с материнской стороны - итальянцы, осевшие в России, и среди них - революционер Стопани. О своем детстве вспоминала: «Первые мои годы я проживала в доме, где без конца арестовывали людей». Стихи писала с самого детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе. Еще учась в школе, подрабатывала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».
Затем поступила в Литературный институт имени М.Горького. Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Активно занималась журналистикой, писала очерки. В 1957 году Ахмадулина написала в «Комсомольской правде»: искусство «В 1959 году девушка была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. Первая книга Ахмадулиной «Струна» увидела свет в 1962 году. Следующий сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» в 1969 году в ФРГ. Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча», «Метель».
Белла Ахмадулина - участница знаменитых «поэтических
дуэлей» в Политехническом институте периода хрущёвской оттепели.
В 1964 году она снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень».
В 1977 году Ахмадулина была избрана
почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 году вышла
книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.
Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел в
неофициальный альманах «Метрополь» (1979). К этому моменту она по праву
считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во
время «оттепели».
Ее называли «поэтом эстрады» точно так же, как и Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского. Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты - от Пушкина и Цветаевой до друзей и современников: Вознесенского и Окуджавы. Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический - в значительной мере продукт ее подлинного голоса».
В 2006
г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в
которой ей посвящена одна из глав.
Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже - женой Юрия Нагибина.
Жена театрального художника Бориса Мессерера.