Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Северный государственный медицинский университет отказывается от опытов над животными

СГМУ стал одиннадцатым российским вузом, подписавшим договор с InterNICHE о замене опытам над животными. По условиям договора InterNICHE предоставляет СГМУ оборудование и компьютерные программы для использования на занятиях в качестве альтернативы к опытам на животных.

В то же время СГМУ станет первым российским медицинским вузом, подписавшим договор о внедрении альтернатив (до этого подобные договора подписывались между ИнтерНИЧ и ветеринарными и сельскохозяйственными вузами).

Проект позволит сохранить жизнь 300 лягушкам и 50 мышам - именно такое количество животных ежегодно погибало на кафедре от рук студентов.

Подписание договора закрепит многолетнее сотрудничество университета с InterNICHE и «Витой», которое началось ещё в 2006 году,  когда координатор Архангельского отделения «Виты» Алексей Скробанский и консультант по альтернативам InterNICHE в России посетил вуз с презентацией компьютерных программ, заменяющих опыты над животными.

С тех пор кафедра начала сокращать количество используемых животных,  постепенно сведя  все опыты на нет. «Теперь наши студенты изучают физиологию с использованием новых, гуманных и современных технологий, принятых в самых прогрессивных и престижных вузах мира, - рассказывает заведующая кафедрой нормальной физиологии и восстановительной медицины, профессор Светлана Совершаева. - Современные компьютерные программы по физиологии, которые мы внедрили на кафедре,  позволяют в полной мере изучить физиологию организма, не причиняя вреда подопытным животным и не калеча психику студентов. Такой способ обучения превосходит по качеству традиционное использование животных, и этот факт подтвержден многочисленными опубликованными исследованиями».

За последние несколько лет десятки вузов России, Украины и Беларуси внедрили гуманные альтернативные методы обучения, широко распространённые в большинстве западных вузов (Новый фильм «Виты» «Гуманное образование в странах СНГ» рассказывает о прогрессе внедрения альтернатив на постсоветском пространстве). 

Однако, компьютерные программы, видеофильмы, муляжи, манекены - далеко не единственные используемые средства обучения. Гуманное образование подразумевает и работу с животными, но не с подопытными, а с пациентами ветеринарных клиник. Когда студенты ассистируют опытным врачам в лечении больных животных, начинают под контролем специалистов проводить сначала простые, а затем все более сложные хирургические манипуляции, они, таким образом, приобретают все необходимые практические навыки. Именно так всегда обучаются ветеринары в Великобритании. В тех случаях, когда нужно изучить анатомию, используются трупы животных, полученные из этичных источников, т.е. умершие естественной смертью, усыпленные из-за неизлечимой болезни и пр. Во многих зарубежных вузах налажена программа передачи в учебные заведения трупов животных из приютов для животных, ветеринарных клиник и пр.

Кроме того, в настоящее время созданы уникальные тренажеры, манекены и симуляторы, позволяющие проводить хирургические операции и приобретать клинические навыки без использования подопытных животных. Например, австрийский тренажер «П.О.П.-трейнер», использующийся в российских вузах в качестве альтернативы к экспериментам на животных, представляет собой замкнутую систему, снабженную специальным насосом. В тренажер помещают орган или систему органов от этично полученного трупа животного. Артерии органа, предварительно катетеризированные, соединяют с трубкой внутри тренажера. Насос качает окрашенную в красный цвет жидкость внутрь органа, что «оживляет» его и позволяет проводить самые различные хирургические манипуляции. Но главное предназначение тренажера - приобретение эндоскопических навыков, для чего его накрывают специальной тканью, имитирующей брюшную стенку через разрезы в которой вводятся эндоскопические инструменты. Кроме того, существует специальная техника, называемая «перфузией», которая позволяет наполнить «кровью» целый труп животного или человека.

Еще один пример альтернативных методик - это экспериментирование студентов-добровольцев на себе путем нервно-мышечной стимуляции, что также позволяет заменить использование животных при изучении, например, физиологии. Для этого используется экспериментальный прибор (например, система «Биопак»), подключенный к компьютеру. Другой пример самоэкспериментирования заключается в приеме студентами-добровольцами различных веществ (например, кофе, чай) с последующим измерением давления, анализа крови, мочи и пр.

Важно отметить, что большинство альтернативных методов были разработаны преподавателями с целью повышения качества обучения, с учетом требований студентов и, исходя из экономических соображений (покупка альтернатив обходится дешевле стоимости и содержания подопытных животных).

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (240)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20