СГМУ стал одиннадцатым российским вузом, подписавшим договор с InterNICHE о замене опытам над животными. По условиям договора InterNICHE предоставляет СГМУ оборудование и компьютерные программы для использования на занятиях в качестве альтернативы к опытам на животных.
В то же время СГМУ станет первым российским медицинским вузом, подписавшим договор о внедрении альтернатив (до этого подобные договора подписывались между ИнтерНИЧ и ветеринарными и сельскохозяйственными вузами).
Проект позволит сохранить жизнь 300 лягушкам и 50 мышам - именно такое количество животных ежегодно погибало на кафедре от рук студентов.
Подписание договора закрепит многолетнее сотрудничество университета с InterNICHE и «Витой», которое началось ещё в 2006 году, когда координатор Архангельского отделения «Виты» Алексей Скробанский и консультант по альтернативам InterNICHE в России посетил вуз с презентацией компьютерных программ, заменяющих опыты над животными.
С тех пор кафедра начала сокращать количество используемых животных, постепенно сведя все опыты на нет. «Теперь наши студенты изучают физиологию с использованием новых, гуманных и современных технологий, принятых в самых прогрессивных и престижных вузах мира, - рассказывает заведующая кафедрой нормальной физиологии и восстановительной медицины, профессор Светлана Совершаева. - Современные компьютерные программы по физиологии, которые мы внедрили на кафедре, позволяют в полной мере изучить физиологию организма, не причиняя вреда подопытным животным и не калеча психику студентов. Такой способ обучения превосходит по качеству традиционное использование животных, и этот факт подтвержден многочисленными опубликованными исследованиями».
За последние несколько лет десятки вузов России, Украины и Беларуси внедрили гуманные альтернативные методы обучения, широко распространённые в большинстве западных вузов (Новый фильм «Виты» «Гуманное образование в странах СНГ» рассказывает о прогрессе внедрения альтернатив на постсоветском пространстве).
Однако, компьютерные программы, видеофильмы, муляжи, манекены - далеко не единственные используемые средства обучения. Гуманное образование подразумевает и работу с животными, но не с подопытными, а с пациентами ветеринарных клиник. Когда студенты ассистируют опытным врачам в лечении больных животных, начинают под контролем специалистов проводить сначала простые, а затем все более сложные хирургические манипуляции, они, таким образом, приобретают все необходимые практические навыки. Именно так всегда обучаются ветеринары в Великобритании. В тех случаях, когда нужно изучить анатомию, используются трупы животных, полученные из этичных источников, т.е. умершие естественной смертью, усыпленные из-за неизлечимой болезни и пр. Во многих зарубежных вузах налажена программа передачи в учебные заведения трупов животных из приютов для животных, ветеринарных клиник и пр.
Кроме того, в настоящее время созданы уникальные тренажеры, манекены и симуляторы, позволяющие проводить хирургические операции и приобретать клинические навыки без использования подопытных животных. Например, австрийский тренажер «П.О.П.-трейнер», использующийся в российских вузах в качестве альтернативы к экспериментам на животных, представляет собой замкнутую систему, снабженную специальным насосом. В тренажер помещают орган или систему органов от этично полученного трупа животного. Артерии органа, предварительно катетеризированные, соединяют с трубкой внутри тренажера. Насос качает окрашенную в красный цвет жидкость внутрь органа, что «оживляет» его и позволяет проводить самые различные хирургические манипуляции. Но главное предназначение тренажера - приобретение эндоскопических навыков, для чего его накрывают специальной тканью, имитирующей брюшную стенку через разрезы в которой вводятся эндоскопические инструменты. Кроме того, существует специальная техника, называемая «перфузией», которая позволяет наполнить «кровью» целый труп животного или человека.
Еще один пример альтернативных методик - это экспериментирование студентов-добровольцев на себе путем нервно-мышечной стимуляции, что также позволяет заменить использование животных при изучении, например, физиологии. Для этого используется экспериментальный прибор (например, система «Биопак»), подключенный к компьютеру. Другой пример самоэкспериментирования заключается в приеме студентами-добровольцами различных веществ (например, кофе, чай) с последующим измерением давления, анализа крови, мочи и пр.
Важно отметить, что большинство альтернативных методов были разработаны преподавателями с целью повышения качества обучения, с учетом требований студентов и, исходя из экономических соображений (покупка альтернатив обходится дешевле стоимости и содержания подопытных животных).