Это означает возврат государства в России к старой практике строительства и поддержания автомагистралей. Напомним, ФДФ и региональные фонды в 1991-2001 годах худо-бедно, но справлялись со строительством новых дорог и их ремонтом. Деньги к ним поступали напрямую от акцизов на бензин, налогов на приобретение автомобилей, налога на автодороги. При этом региональные власти контролировали свои территориальные фонды. Но с отменой фондов в их прежнем виде в 2001 году состояние дорожно-транспортной системы в России не улучшилось, а ухудшилось. Если в 90-х годах в стране в среднем в год строилось до 5-6 тысяч километров новых дорог, то в 2000-х годах эти показатели упали в 2-2,5 раза. Соответственно, если в 2000 году общий объем финансирования дорожного хозяйства в РФ составлял около 648 миллиардов рублей, то в 2003-2005 годах он сократился до 350 миллиардов рублей. И несмотря на все усилия государства, которое столкнулось с нехваткой автомагистралей, ситуация лишь ухудшалась. Сейчас доля финансирования автодорог в ВВП в России составляет лишь 1-1,3 процента, что в 3-4 раза меньше, чем в развитых европейских странах и США. В результате за последние 10 лет протяженность федеральных автотрасс в России практически не выросла, а 60 процентов из них не соответствуют техническим требованиям.
Идею восстановления дорожных фондов Минтранс начал лоббировать более года назад, когда стало очевидна неспособность федерального и региональных бюджетов финансировать в должной мере дорожное хозяйство. Уже в 2011 году объем ФДФ, по оценкам Минтранса, составит 377 миллиардов рублей, в 2012 году – 348 миллиардов, а в 2013 году – 408 миллиардов рублей. В региональных фондах к 2013 году будет аккумулировано до 387 миллиардов рублей. В фонды будут зачисляться доходы от топливных акцизов, платы за проезд по федеральным трассам тяжелых иностранных грузовиков, а также транспортный налог. Не исключено, что дорожные фонды будут затем созданы даже на муниципальном уровне. Поможет ли это исправить ситуацию с отечественными дорогами, покажет будущее.