У нас другие проблемы, другая мигрень. ЕГЭ, которое легче купить, чем сдать, старые продажные милиционеры, которые тихой сапой переходят в новые неподкупные полицейские, проходимцы, попадающие в губернаторы по дальнему родству своих жён (список волен продолжить каждый). Над тем, что нам подсовывают, мы тихо посмеиваемся. Но иногда мотаем на ус (на бороду, пейсы, бакенбарды - нужное подчеркнуть).
Президент России Дмитрий Медведев в интервью газете Financial Times заявил, что отвергает возможность того, что и он, и премьер Владимир Путин выставят свои кандидатуры на президентских выборах. В то же время Медведев не исключил, что он будет претендовать на второй срок, так как любой президент «обязан хотеть баллотироваться» снова. Мне не очень понятна эта утвердительная форма, лично я бы бежал от такой «благодати» сломя голову. С другой стороны, в стране нашей не существует практики достойной жизни после высокой должности. Западные президенты, премьеры и госсекретари после отставки автоматом попадают в председательские кресла каких-то престижных фондов, попечительских советов, открывают собственные библиотеки и примеряют мантии академиков. У нас так кучеряво живёт лишь один Горбачёв. И то все понимают, что лишь потому, что он был первым и последним президентом исчезнувшей империи. Ельцин уже был не в состоянии на что-то большее, чем рыбалка. Путин со сменой должности скорее выиграл, чем потерял (особенно в деньгах), Может, Дмитрия Анатольевича пугает неизвестность, неуверенность в завтрашнем дне? Понимаю...
По-человечески понятно, что президенту надоело в каждом интервью говорить на тему конкуренции с Путиным. Может быть, поэтому на экономическом форуме в Петербурге он перешёл на эзопов язык, стал рассуждать об истории страны и отказался считать самой большой геополитической катастрофой века распад СССР - по мнению Медведева, в России были несравнимо более серьезные катаклизмы. В этом я с ним абсолютно согласен, о чём писал не раз, то была катастрофа, которую почти никто не заметил. Зато сразу вспоминается отношение Путина, воспринимающего (на словах, чекистская голова - потёмки) распад страны личной трагедией. Ну что, первый серьёзный сигнал о противоречиях внутри тандема? Но разве этот вопрос имеет хоть малое прикладное значение? То-то и оно. Разница в мировоззрениях, офицерского и гражданского. Ну, мы это и раньше знали.
Всё-таки заставили Дмитрия Анатольевича въедливые иностранцы ответить на заветный вопрос. Объясняя, почему президент и премьер не станут одновременно выдвигать свои кандидатуры, Медведев заявил: «Я думаю, что это трудно себе представить по одной причине, как минимум. Дело в том, что мы с Владимиром Путиным (и с моим коллегой, и старым товарищем) все-таки в значительной мере представляем одну и ту же политическую силу. В этом смысле конкуренция между нами, она может пойти во вред, собственно, тем задачам и тем целям, которые мы реализовывали последние годы. Поэтому, наверное, это был бы не лучший сценарий для нашей страны и для конкретной ситуации».
Как будто не сказано ничего конкретного. И так понятно, что люди эти из одной лодки, если бы у младшего просматривались личные амбиции, не видать ему было, не то что президентства, но и вице-президентства. Проявись они позже, мог бы и кирпич на головку упасть при выходе из кремлёвского кабинета. Значит, есть определённые договорённости. А фраза о «свободной конкуренции и желании победить» всего лишь отыгрыш за невнятное общение с журналистами в Сколково, когда многие решили, что Медведев спёкся, сдулся и слился.
Именно поэтому президент высказывает мнение, которое никак не совпадает с традиционным премьерским. Если не в самой стратегии экономического развития страны, то в форме подачи. «Ведь в чем отличие современной, развитой экономики от развивающейся экономики? А у нас пока развивающаяся экономика. В том, что перипетии власти: кто куда попадет, кого изберут, кого не изберут, в целом не очень сильно отражаются на инвестиционном климате. В конце концов, какая, по большому счету, для Британии разница, кто станет премьер-министром? Или же для Соединенных Штатов Америки, кто станет президентом? Их инвестиционный климат, состояние валюты зависит все-таки в меньшей степени от того, победят ли, допустим, консерваторы или лейбористы, или победят, например, республиканцы или демократы». Далее следует мысль о том, что пришло время, когда государство должно максимально уменьшить своё влияние на экономику. Что привело к гневной филиппике от наших ура-патриотов - «Медведев нас тянет обратно в ужасно-либеральные 90-ые». Спасибо за подсказку, господа, я в этот вагончик с удовольствием сяду...
Или вот ещё. Президент заявляет, что он «без всяких сомнений» удовлетворен развитием страны за последние 20 лет. «Я считаю, что поколение людей, которое, условно говоря, помнит Брежнева и которое училось при Горбачеве или позже и живет сейчас, это, может быть, самое счастливое поколение наших людей. Почему? Потому что у нас есть возможность сравнить, что было в прежние эпохи, при прежнем политическом строе, и что есть сегодня». Представляю панику в уже упомянутых мною рядах квасных патриотов. Там привыкли воспринимать догорбачёвское время манной небесной, разве что вовремя недооценённой в качестве и количестве. Медведев же относится к тем людям из своего поколения, которые при новой политической системе достигли того, чего им не видать было как своих ушей при старой. Да, таких априори меньше, чем неудачников, но именно они правят миром..
Правда, здесь есть и свои омуты. Мы видим на примере младореформаторов, как за любой их просчёт готов был разорвать идеологов капитализма, старому политбюро похожие промахи прощались по старости. Но новые, как и старые, не очень-то комплексуют, в этом и сила, и бесстыдство власти, что у нас, что в любой другой стране мира.
Тем временем наш айпишный и айпадный президент продолжает рубить правду-матку, от которой у западных политологов потеют ладони в предвкушении сенсации. Их можно понять, подобных откровений не слышали со времён Ельцина, и то, если вспоминать первый срок первого президента России. «Очень многие люди не ценят того, что имеют, кстати сказать, и люди, живущие в западных демократиях, потому что они родились в них, и они воспринимают это как данность, а у нас этого не было. У нас и товаров-то не было, в магазин страшно было заходить. ...Поэтому я считаю, что эта возможность сравнивать две эпохи - это величайшая ценность, и я очень рад, что я живу в этих двух эпохах, я считаю, что все, что происходило, это безусловный прогресс для нашей страны и для наших граждан». Прошу заметить, Путин ещё не выступил с опровержением этих слов. В частности, пассаж о ценности западной демократии, настолько естественной, в отличие от нашей суверенной, что её просто не замечаешь. Зато Медведев всё чаще и жёстче критикует премьерский взгляд на внешнюю политику. Ну, какая интрига вам ещё нужна?
А дальше в интервью прозвучала настоящая сенсация. Президент размечтался о политической конкуренции в главном законодательном органе страны.
«Я считаю, что в принципе эти перемены (повышение политической конкуренции) уже назрели, потому что структуризация политической системы произошла, и это, я думаю, понимают все, в том числе и наша наиболее крупная партия «Единая Россия». ...Конечно, когда ты имеешь какие-то преимущества, от этого трудно отказываться, но политическая конкуренция необходима для развития экономики, это очевидно».
Медведев отметил, что отсутствие политической конкуренции - чревато для страны, так как при этом начинают исчезать основы рыночной экономики, потому что «политическая конкуренция является в известной степени проявлением конкуренции экономической. Спорят экономические подходы, и эти экономические подходы генерируют своих лидеров».
Конкретно же он имел в виду партию правых либералов, читай, «Правое дело». И для его прохождения в Госдуму он готов опустить планку даже ниже 5 %. Тех самых, которые сегодня кажутся примером абсолютной демократии и разнузданного либерализма. О том, что под это в законодатели смогут прорваться всякие «несистемные» или «патриоты», президент не загружается. Считать-то будут проверенные и хорошо обученные люди...
То, что слова о либералах в Думе не пустой трёп, Дмитрий Анатольевич доказал своей личной заботой о будущем партии. В частности, он хотел бы видеть в её главе самого министра финансов Кудрина («хотя и Прохоров на первых порах сойдёт»). Кто их этих двоих менее популярен у электората, не берусь судить. Но денег больше у первого. При чём не своих, государственных. Их не так жалко тратить. А что, сам президент отмашку дал...
Реакция на подобные откровения не заставила себя долго ждать. Авторитетнейшая на Западе FT, собственно, ей интервью и давали, сразу стала горячей сторонницей второго срока Медведева-президента. «...свободный рынок, более глубокая международная интеграция и развитие весьма ограниченной в настоящий момент демократии в его стране» - вот каким видят американцы будущее медведевской России. Ну и его, красавца, соответственно: «Спокойный, несуетливый, располагающий и более уверенный в себе, чем в 2008 году, когда FT брала у него интервью в прошлый раз, он чувствует себя как дома в мире цифровых технологий и с легкостью вытаскивает iPad по просьбе газеты, чтобы поговорить о любимых приложениях».
Ну что, малыш подрос, взбрыкнул на старшОго, и решил прокатить дядю Вову с президентством? А вы уверены, что оно так нужно дяде Вове? Я вот нисколечко. В моём представление, истинное амплуа Владимира Путина, это скрытый лидер. Резиденты всегда остаются в тени, зато все ниточки у них в руках. Тем более что у премьера, а уж этот пост у него никому не отобрать, начинается интереснейшая пора всяких саммитов, олимпиад и чемпионатов. События эти финансовоёмкие, к рукам обязательно что-нибудь, да прилипнет. В то время как президент ещё долго будет разбираться с революциями в арабском мире, укрощать Саакашвили, приручать Лукашенко, выстраивать отношения с новым американским президентом (с Обамой по-моему уже ясно). И всё это за одну президентскую зарплату, жди, когда естественные монополии с тобой поделятся...
Посему, я пока погожу верить в искренность Медведева. А вы?
Леонид Черток