«Сегодня задолженность приморских коммунальщиков за электроэнергию превысила 39 миллионов рублей, - отметил по завершению совещания Владимир Щетинин, начальник Архангельского межрайонного отделения (АМРО) ОАО «Архэнергосбыт». - Ситуация по сравнению с летними месяцами только усугубилась. Конкретных предложений со стороны главы района Юрия Сердюка не прозвучало».
Не прозвучали в этот день и предложения со стороны руководителей коммунальных предприятий-должников - они не прибыли на совещание. Задолжали районных предприятия ЖКХ всех форм собственности не только энергетикам, но и поставщикам твердого, жидкого и газообразного топлива. К сентябрю их суммарный долг за ТЭР превысил 150 миллионов рублей.
Специалисты ОАО «Архэнергосбыт» придерживаются мнения, что объективных причин для накопления такой задолженности нет. Областной и федеральный бюджеты не скупятся на всевозможные трансферты для Приморского района, которые достигают подчас 72-73% от консолидированного бюджета муниципального образования.
В частности, доходы консолидированного бюджета в 2010 году составили 1099,3 млн. рублей, из которых 797,5 миллионов - субсидии, субвенции и дотации. Из 676,7 млн. рублей бюджетных доходов семи месяцев текущего года областные и федеральные трансферты составляют 491,5 миллиона.
Судя по официальным отчетам (http://www.primadm.ru/finances/district_budget/), областная и федеральная помощь для района даже избыточна. В 2010 году профицит бюджета составил 12,314 млн. рублей. За семь месяцев текущего года - 26,7 миллиона. Профицит в бюджетной сфере - показатель неэффективной работы органов местного самоуправления. Подобное же явление на фоне расширяющейся практики накопления коммунальными предприятиями задолженности перед поставщиками ТЭР - свидетельство политического дефолта районной власти.
Исполнительная дирекция Архангельской сбытовой компании намерена в ближайшие дни поднять в Правительстве Архангельской области вопрос о необходимости введения в Приморском муниципальном районе прямого финансового управления. Как полагают в сбытовой компании, будет вполне целесообразно, если контроль за использованием государственных денег (в том числе дотаций для предприятий ЖКХ и малой энергетики) начнет в районе осуществлять государство.