Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Между первым и вторым, или Межвыборные размышления.

«Минувшую предвыборную кампанию можно разделить на три части, - вспоминает «былое» Вадим ТРЕСКИН, директор по маркетингу и развитию центра маркетинговых и социологических исследований «Форис». - Первая - подготовительная, в ходе которой собирались силы, выстраивались стратегии. В результате неё не выдвинулись некоторые кандидаты, участия которых в выборах ожидали. Вместо них были заявлены те люди, которые по итогам оказались на достаточно высоком месте. Второй этап - собственно кампания - до визита высоких московских и питерских начальников. В этот период времени кампания велась достойными методами на рациональном уровне. Ну, и кампания последних 2-х недель, которая сводилась к «чёрным» PR-технологиям. Впрочем, на последней неделе, к счастью, её все же попытались вытянуть на тот же самый рациональный уровень, попытались найти ключик к сердцам разных групп избирателей. С чем связан переход от откровенно чернушных технологий к рациональному уровню ведения агитации? Я думаю, было зафиксировано, что это, как всегда, не прибавляет очков действующему главе. Т.е. действующий глава должен вести кампанию публично, рационально, пытаясь объяснить свои шаги и то, что он делает». Вместе с тем, при всем обилии черного пиара, никто из экспертов не заметил, что в наш регион вместе с грязью пришли и мощные PR-корпорации. «Мне не кажется, что в ходе этой избирательной кампании использовались какие-то мощные PR-акции, - говорит Анатолий СЕМИН, политолог, проректор Поморского государственного университета. - В любом случае, идти на выборы в третий раз, избираться на третий срок - это всегда очень сложно и очень ответственно. Давит груз ошибок, давит груз не сделанного. Люди, действительно, уже хотели видеть новое лицо». «Если сравнивать с другими годами, агитационная кампания-2004 проходила в таком же режиме, что и раньше, - вторит Геннадий ФИЛЕВ, директор архангельского филиала Российского Фонда свободных выборов. - Больших отклонений не было. Но, как всегда, находились моменты у отдельных кандидатов (их ещё иногда называют техническими), которые использовали грязные технологии. И довольно откровенные. Были материалы, которые не носили реквизитов. Ряд газет выпускались незаконно: являлись агитационными, но оплата из избирательного фонда не производилась. Это большой непорядок. Не может устроить нас и то, что в последний день, когда уже была запрещена агитация, это 13-е число, сигналы поступали с разных концов города. Производилась расклейка плакатов одного из кандидатов. Раздавались эти плакаты и в руки на улицах. Это нас устроить не может. И любого избирателя тоже». В данной ситуации довелось услышать немало нареканий в адрес областной избирательной комиссии. Замечаний много, но - ни одного запрета на работу СМИ-нарушителя. А ведь закон о выборах весьма строг: набрал две «желтые карточки» - изволь отправляться на скамейку запасных до конца выборного периода. Мнение Вадима ТРЕСКИНА: «Главное впечатление - наша комиссия не была самостоятельной. ЦИК, по крайней мере, руководитель всего ведомства, в чем наш земляк оказался сильным, - он смог установить правила. Но мне всё-таки больше нравится прецедентное право. Мне кажется, что когда ситуация меняется быстро, невозможно всё прописать в законе. Это как на войне: генералы ведут ту войну, которую они проиграли в прошлый раз. В такой же ситуации оказывается и облизбирком. А вот о казусных ситуациях, когда избирком может принять решение по первому факту некоей тенденции, которая выявляется в ходе кампании, и ко всем остальным нарушениям относиться с одной точки зрения - это, мне кажется, очень логичная часть. Единственное, это требует жёсткости и наличия собственной позиции у данного органа. Он не должен быть манипулируем, там должны быть люди, обладающие своей точкой зрения и способные её сохранять. Вопрос только в том, чтобы найти таких людей и направить их для работы в избирком». В дополнение к этим людям, по мнению Геннадия ФИЛЕВА, можно привлечь и широкий круг независимых специалистов в области психологии, PR-технологий и т.п. Слишком часто в минувшей кампании члены облизбиркома были вынуждены полагаться на собственные эмоции, субъективное мнение и на этом сверять агитпродукцию с формальными признаками наличия или отсутствия прямого умысла, элементов агитации и прочего. А ведь ряд агиток, в том числе и квази-социальные TВ-ролики изготавливались так, что было непонятно: перешли их производители грань фола или нет? То стиль надписей совпадет с тем, что можно видеть на листовках определенного кандидата, то рекламный слоган повторяется слово в слово, то вопрос интервьюера звучит так, что понятно, какой претендент имеется ввиду. Да и ответы звучат вполне однозначно. «Чем шире и разностороннее мы будем привлекать экспертов, тем получим более полную картину происходящего», - резюмирует Геннадий ФИЛЕВ. Что же касается итогов первого и прогнозов на второй тур, все пока осторожничают. Шанс есть у каждого, говорят эксперты. Но вот только времени мало, чтобы его использовать. «Мне кажется, что какая-то часть электората Владимира Крупчака поддержала именно Киселёва», - комментирует Анатолий СЕМИН. - Что это за люди, конкретно я сказать не берусь. Но, прежде всего, это та часть населения области, которая, действительно, хочет перемен. Кто выиграет во втором туре, загадывать не буду. Второй тур всегда сложен. Бывают результаты порой и неожиданные. Хотя, конечно, разрыв в числе отданных голосов по итогам первого тура достаточно велик» Вадим ТРЕСКИН в своих прогнозах тоже весьма осторожен. «Мне кажется, что в данной кампании сложно ожидать чего-либо нового. Мне представляется, что основные решения, скорее всего, будут приниматься за пределами электорального поля: в подъездах и башнях, как это можно определить. Главная опасность - опасность низкой явки избирателей. Такая явка действует явно на пользу действующему главе областной администрации, но у этого есть и своё отрицательное значение, связанное с тем, что губернатор, избранный таким образом, не будет легитимен в глазах избирателей. И с этим губернаторы, к сожалению, склонны мириться. Так же не легитимен в подобной ситуации он будет и в глазах своих коллег по губернаторскому корпусу. И, самое главное, в тех кабинетах, где нужно будет решать вопросы, связанные с развитием области. В этом смысле очень важным мне представляется необходимость договориться с новом главой тем людям, которые будут с ним работать. Я думаю, что такая работа и будет производиться в ближайшие два месяца». По мнению ТРЕСКИНА, менее, чем через неделю избирателей ожидают «совершенно иные выборы». «Между двумя турами настроение избирателей кардинально меняется, - поясняет ТРЕСКИН. – Если в первом туре речь шла об эмоциональном настрое – люди голосовали просто за перемены, то во втором туре преобладает, как правило, здравый смысл. Иными словами, люди будут более внимательно следить за дебатами кандидатов, пытаясь понять, чья программа и чья команда будут наиболее значимы для региона». Ситуация в Архангельской области, считает ТРЕСКИН, несколько осложняется тем, что «у нас нет опыта смены элит». А потому различные финансовые корпорации настороженно относятся к перемене курса, при этом часть из них уже заняли т.н. «выжидательную позицию». «Представители элиты третьего – четвертого уровня (здесь имеются в виду представители малого и среднего бизнеса, деятели науки, искусства и пр.) по большей части устранились от участия в выборах и наблюдают, - говорит ТРЕСКИН. – Для них важно понять, что представители новой власти не будут производить «чисток», что не будет резкой смены курса, а их бизнесу ничего не угрожает. Важно, чтобы уже сегодня местная бизнес-элита озвучила свое видение проблем перед обоими кандидатами. И оппозиции, чтобы придти к власти, придется быть на голову сильнее действующей власти. В этой ситуации включается правило естественного отбора – побеждает сильнейший». И крайне интригующе высказался о шансах Александр ЯШКОВ, председатель областной избирательной комиссии: «У нас уже третьи выборы губернатора проходят в два тура. До нынешних такая ситуация была в 1996-м и 2000-м годах. Всегда во всех выборах побеждал тот, кто набирал наибольшее количество голосов в первом туре, если помните. Я - помню. Но это пока - теоретически. Посмотрим, что 28 марта». Татьяна ДЕМИНЦЕВА

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (307)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20