Между первым и вторым, или Межвыборные размышления.
«Минувшую предвыборную кампанию можно разделить на три части, - вспоминает «былое» Вадим ТРЕСКИН, директор по маркетингу и развитию центра маркетинговых и социологических исследований «Форис». - Первая - подготовительная, в ходе которой собирались силы, выстраивались стратегии. В результате неё не выдвинулись некоторые кандидаты, участия которых в выборах ожидали. Вместо них были заявлены те люди, которые по итогам оказались на достаточно высоком месте. Второй этап - собственно кампания - до визита высоких московских и питерских начальников. В этот период времени кампания велась достойными методами на рациональном уровне. Ну, и кампания последних 2-х недель, которая сводилась к «чёрным» PR-технологиям. Впрочем, на последней неделе, к счастью, её все же попытались вытянуть на тот же самый рациональный уровень, попытались найти ключик к сердцам разных групп избирателей. С чем связан переход от откровенно чернушных технологий к рациональному уровню ведения агитации? Я думаю, было зафиксировано, что это, как всегда, не прибавляет очков действующему главе. Т.е. действующий глава должен вести кампанию публично, рационально, пытаясь объяснить свои шаги и то, что он делает».
Вместе с тем, при всем обилии черного пиара, никто из экспертов не заметил, что в наш регион вместе с грязью пришли и мощные PR-корпорации. «Мне не кажется, что в ходе этой избирательной кампании использовались какие-то мощные PR-акции, - говорит Анатолий СЕМИН, политолог, проректор Поморского государственного университета. - В любом случае, идти на выборы в третий раз, избираться на третий срок - это всегда очень сложно и очень ответственно. Давит груз ошибок, давит груз не сделанного. Люди, действительно, уже хотели видеть новое лицо». «Если сравнивать с другими годами, агитационная кампания-2004 проходила в таком же режиме, что и раньше, - вторит Геннадий ФИЛЕВ, директор архангельского филиала Российского Фонда свободных выборов. - Больших отклонений не было. Но, как всегда, находились моменты у отдельных кандидатов (их ещё иногда называют техническими), которые использовали грязные технологии. И довольно откровенные. Были материалы, которые не носили реквизитов. Ряд газет выпускались незаконно: являлись агитационными, но оплата из избирательного фонда не производилась. Это большой непорядок. Не может устроить нас и то, что в последний день, когда уже была запрещена агитация, это 13-е число, сигналы поступали с разных концов города. Производилась расклейка плакатов одного из кандидатов. Раздавались эти плакаты и в руки на улицах. Это нас устроить не может. И любого избирателя тоже».
В данной ситуации довелось услышать немало нареканий в адрес областной избирательной комиссии. Замечаний много, но - ни одного запрета на работу СМИ-нарушителя. А ведь закон о выборах весьма строг: набрал две «желтые карточки» - изволь отправляться на скамейку запасных до конца выборного периода. Мнение Вадима ТРЕСКИНА: «Главное впечатление - наша комиссия не была самостоятельной. ЦИК, по крайней мере, руководитель всего ведомства, в чем наш земляк оказался сильным, - он смог установить правила. Но мне всё-таки больше нравится прецедентное право. Мне кажется, что когда ситуация меняется быстро, невозможно всё прописать в законе. Это как на войне: генералы ведут ту войну, которую они проиграли в прошлый раз. В такой же ситуации оказывается и облизбирком. А вот о казусных ситуациях, когда избирком может принять решение по первому факту некоей тенденции, которая выявляется в ходе кампании, и ко всем остальным нарушениям относиться с одной точки зрения - это, мне кажется, очень логичная часть. Единственное, это требует жёсткости и наличия собственной позиции у данного органа. Он не должен быть манипулируем, там должны быть люди, обладающие своей точкой зрения и способные её сохранять. Вопрос только в том, чтобы найти таких людей и направить их для работы в избирком». В дополнение к этим людям, по мнению Геннадия ФИЛЕВА, можно привлечь и широкий круг независимых специалистов в области психологии, PR-технологий и т.п. Слишком часто в минувшей кампании члены облизбиркома были вынуждены полагаться на собственные эмоции, субъективное мнение и на этом сверять агитпродукцию с формальными признаками наличия или отсутствия прямого умысла, элементов агитации и прочего. А ведь ряд агиток, в том числе и квази-социальные TВ-ролики изготавливались так, что было непонятно: перешли их производители грань фола или нет? То стиль надписей совпадет с тем, что можно видеть на листовках определенного кандидата, то рекламный слоган повторяется слово в слово, то вопрос интервьюера звучит так, что понятно, какой претендент имеется ввиду. Да и ответы звучат вполне однозначно. «Чем шире и разностороннее мы будем привлекать экспертов, тем получим более полную картину происходящего», - резюмирует Геннадий ФИЛЕВ.
Что же касается итогов первого и прогнозов на второй тур, все пока осторожничают. Шанс есть у каждого, говорят эксперты. Но вот только времени мало, чтобы его использовать. «Мне кажется, что какая-то часть электората Владимира Крупчака поддержала именно Киселёва», - комментирует Анатолий СЕМИН. - Что это за люди, конкретно я сказать не берусь. Но, прежде всего, это та часть населения области, которая, действительно, хочет перемен. Кто выиграет во втором туре, загадывать не буду. Второй тур всегда сложен. Бывают результаты порой и неожиданные. Хотя, конечно, разрыв в числе отданных голосов по итогам первого тура достаточно велик»
Вадим ТРЕСКИН в своих прогнозах тоже весьма осторожен. «Мне кажется, что в данной кампании сложно ожидать чего-либо нового. Мне представляется, что основные решения, скорее всего, будут приниматься за пределами электорального поля: в подъездах и башнях, как это можно определить. Главная опасность - опасность низкой явки избирателей. Такая явка действует явно на пользу действующему главе областной администрации, но у этого есть и своё отрицательное значение, связанное с тем, что губернатор, избранный таким образом, не будет легитимен в глазах избирателей. И с этим губернаторы, к сожалению, склонны мириться. Так же не легитимен в подобной ситуации он будет и в глазах своих коллег по губернаторскому корпусу. И, самое главное, в тех кабинетах, где нужно будет решать вопросы, связанные с развитием области. В этом смысле очень важным мне представляется необходимость договориться с новом главой тем людям, которые будут с ним работать. Я думаю, что такая работа и будет производиться в ближайшие два месяца». По мнению ТРЕСКИНА, менее, чем через неделю избирателей ожидают «совершенно иные выборы». «Между двумя турами настроение избирателей кардинально меняется, - поясняет ТРЕСКИН. – Если в первом туре речь шла об эмоциональном настрое – люди голосовали просто за перемены, то во втором туре преобладает, как правило, здравый смысл. Иными словами, люди будут более внимательно следить за дебатами кандидатов, пытаясь понять, чья программа и чья команда будут наиболее значимы для региона». Ситуация в Архангельской области, считает ТРЕСКИН, несколько осложняется тем, что «у нас нет опыта смены элит». А потому различные финансовые корпорации настороженно относятся к перемене курса, при этом часть из них уже заняли т.н. «выжидательную позицию». «Представители элиты третьего – четвертого уровня (здесь имеются в виду представители малого и среднего бизнеса, деятели науки, искусства и пр.) по большей части устранились от участия в выборах и наблюдают, - говорит ТРЕСКИН. – Для них важно понять, что представители новой власти не будут производить «чисток», что не будет резкой смены курса, а их бизнесу ничего не угрожает. Важно, чтобы уже сегодня местная бизнес-элита озвучила свое видение проблем перед обоими кандидатами. И оппозиции, чтобы придти к власти, придется быть на голову сильнее действующей власти. В этой ситуации включается правило естественного отбора – побеждает сильнейший».
И крайне интригующе высказался о шансах Александр ЯШКОВ, председатель областной избирательной комиссии: «У нас уже третьи выборы губернатора проходят в два тура. До нынешних такая ситуация была в 1996-м и 2000-м годах. Всегда во всех выборах побеждал тот, кто набирал наибольшее количество голосов в первом туре, если помните. Я - помню. Но это пока - теоретически. Посмотрим, что 28 марта».
Татьяна ДЕМИНЦЕВА