Нужны ли Архангельску «корыта» с «рогами»?
Среди общественности города идут разговоры о том, что архангельскому трамваю (который почти умер) нужно поставить памятник. И не где-то, а на Троицком проспекте. Пока же «перетирается» молва о том, что по этому самому проспекту нужно пустить троллейбусы, да не хватает на это денег, наверное, придет пора превращать и троллейбусы в памятник.
На данный момент на предприятии введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. Такое решение принял арбитражный суд 13 мая при рассмотрении дела о банкротстве АМТТП. Внешним управляющим назначен Виктор ГРУДИН, а полномочия руководителя предприятия-должника Владимира СОКОЛОВА были прекращены.
Тогда, во время суда, Грудин рассказал вкратце о социально-экономическом положении предприятия. Задолженность его по налогам составляла 7 миллионов рублей. На это повлияла невыплата компенсаций за льготников, причем размер долга составлял на тот момент 73 миллиона. Задолженность по выдаче заработной платы сократилась с 2,5 до 0,5 месяца. А фонд заработной платы составляет 3 миллиона рублей. То есть социальная обстановка была достаточно спокойной, несмотря на то, что численность работающих (со специфическими для города профессиями) пришлось сократить с 1350 до 850 человек.
Тогда же было высказано общее мнение о том, что банкротство предприятия плохо отразится как на состоянии городского транспорта, так и в целом на социальной обстановке в городе. Ведь АМТТП - достаточно большое для Архангельска предприятие.
13 июля 2004 года вновь назрела угроза остановки троллейбусов. Дело в том, что вновь возможно отключение тяговых подстанций, питающих троллейбусы электроэнергией. В последний раз такое случилось 28 июня, но конфликт с энергетиками удалось достаточно быстро погасить: руководство АМТТП обязалось до 15 числа погасить долг в 1,1 миллиона рублей.
Однако АМТТП опять «кинули». В смысле – не дали денег. Ведь долги предприятия складываются, в первую очередь, из-за невыплаты компенсации за провоз «льготников» по законам, которые были приняты, но не выполняются. Как сообщил ИА «Русский Север» внешний управляющий Виктор Грудин, задолженность по льготам только за три месяца этого года составила 18 миллионов рублей. Администрация обещала погасить транспортные долги, но, как правило, ее обещания остаются пустым звуком. Из-за этого вновь возникла задолженность по выдаче зарплаты работникам - они еще не получали денег за май.
Убытки приносит предприятию и трамвай. Причем немалые – порядка двух миллионов рублей в месяц. Кстати, рабочих, которые были заняты на ныне убранных с Троицкого трамвайных маршрутах, будут переучены.
В целом, сегодня предприятие находится в достаточно тяжелом положении. 70% пассажиров составляют льготники. Из-за поднятия стоимости билета за проезд доходы предприятия не выигрывают ничего. Вообще, по словам Грудина, если б не было такой жесткой необходимости, билет до сих пор оставался бы пятирублевым. Но в этом случае предприятие теряет ежемесячно 800 тысяч рублей компенсации. А это деньги, на которые АМТТП хоть как-то, но существует. Продажа проездных билетов также не принесет прибыли. Ведь в их стоимость входят только две поездки в день. Пассажир же, считают экономисты АМТТП, совершает по три-четыре.
По мнению Грудина, предприятие, при нынешней ответственности (читай: безответственности) государства за льготников, будет работать более стабильно в том случае, если льготы отменят. «Ведь тогда мы будем получать «живые» деньги, пусть даже их будет вполовину меньше. Ведь без льготы бабушка сначала подумает, а потом решит, поедет ли она на рынок на транспорте или купит продукты в ближайшем магазине». Хотя, вопрос уже, собственно, в другом: АМТПП в ближайшее время может вообще не стать. Нет доходов, сплошные убытки – зачем городу тянуть на себе столь бесполезный воз? Правда, если вернуться на несколько лет назад, когда не все было так плохо в АМТТП, мы увидим, что в работать там было, по меньшей мере, спокойно и надежно. При этом директора как троллейбусного, так и трамвайного парков (тогда еще они были именно директорами, а не начальниками) были людьми далеко не самыми бедными… Потом одного директора АМТТП даже забрали в мэрию – руководить городом. С его приходом туда в Архангельске началась большая афера – строительство троллейбусного завода. Бюджет проекта освоили, а вот троллейбусов никто так и не увидел. Ну, да кто старое помянет – тому ведь глаз вон…
В заключение добавим, что ни в одном городе России муниципальное троллейбусное предприятие не выживет без дотаций со стороны городской власти. В Вологде, например, мэрия закупила для своего предприятия (которое, кстати, акционировано) 44 троллейбуса. Ярославский троллейбус тоже постоянно ощущает поддержку. В Архангельске же о помощи со стороны городских властей и заикаться не приходится. «Можно, конечно, закрыть троллейбус. Это будет зависеть от мэрии, - говорит Грудин. - Но если они будут дотировать предприятие, мы его сохраним. Здесь нужно волевое решение».
Если говорить о том, что троллейбусы пойдут по Троицкому (а работы по монтажу контактной сети могут завершиться до Нового года), то, в первую очередь, этот проект потребует обновления подвижного состава. Те «корыта», что сегодня худо-бедно ездят по архангельским маршрутам, презентабельности столице Севера отнюдь не добавляют. Такие развалюхи по главному проспекту Архангельска ездить не должны, абсолютно точно. Сегодня парк предприятия рассчитан на 39 троллейбусов. В наличии их и имеется 39, из которых полностью изношены 29 машин. Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование транспорта на Троицком, необходимо, как минимум, 30 единиц. В настоящее время, если верить Грудину, ведутся переговоры о приобретении новых троллейбусов. Сначала 10 штук (б/у, конечно, но покрашенных и отремонтированных), а потом прибудут еще столько же. По словам Грудина, есть инвесторы, которые готовы оказать предприятию помощь.
Уже ни для кого не секрет, что АММТП сознательно ведут к банкротству и последующему акционированию. Вот и сам Грудин говорит, что его миссия здесь – подготовить почву для реорганизации. В акционерное общество, с преобладающим участием городской и областной власти. Может, тогда для предприятия начнется новая жизнь?..
Анна СМИРНОВА