Сенсация: флаг северодвинской «Звездочки» - на французском Монблане!
Как уже сообщал «Русский Север», в минувшем году советник генерального директора Российского агентства по судостроению, бывший северодвинец Альберт ИСХАКОВ доставил на знаменитый пик Монблан (Франция) макет атомной подводной лодки «Гепард», сданной флоту корабелами Северодвинска пару лет назад. Впрочем, рука с трудом написала «бывший северодвинец»… Какой же он бывший? Он самый настоящий житель города корабелов, хоть и москвич теперь по прописке. Преподаватель северодвинского Севмашвтуза, альпинист, спортсмен и так далее Альберт Исхаков проводит в Северодвинске достаточно времени, чтобы считаться его «постоянным жителем». На днях он приехал в город корабелов как раз с этой необычной вестью: на Монблане оказался уже флаг «Звездочки». Сегодня Альберт Исхаков – гость ИА «Русский Север». Ему слово.
# В нынешнем году восхождением на Монблан была продолжена программа популяризации достижений отечественного судостроения, начатая три года назад восхождением на высшую точку Европы, вершину Эльбрус на Кавказе. Как и в предыдущий приезд - год назад, когда мы были здесь с северодвинцем Валерием Фадеевым. Погода тоже не баловала. Хорошей она была только в дни приезда и отъезда.
Утром 18 июля подъем из Шамони начался при дожде, а когда через несколько часов я поднялся к нижней гостинице, уже шел снег. Представляете? Франция, июль – и снег! Экзотика… Моя первая попытка выхода утром 21 июля завершилась небольшой аварией кошек. После их ремонта начинаю подъем в первой половине дня, когда многие группы, вышедшие еще ночью вынуждены были возвратиться из-за мороза и сильного ветра.
Наконец в четыре часа по местному времени достигаю вершины, это снежный гребень с двумя воткнутыми деревянными шестами. Некого попросить развернуть флаги, находящееся у меня в рюкзаке, поэтому решаю это сделать около хижины. При подходе к ней погода снова портится, и я останавливаюсь на ночевку. В хижине находятся три француза, которых я надеюсь попросить завтра помочь мне с фотосъемкой.
Ночью поднялась настоящая метель, она замела все следы, и утром вопрос о спуске даже не возникал. Но днем вдруг прояснило и даже появилось солнце. Мы одеваемся и выходим наружу с намерением сделать хотя бы снимки. Но я успеваю щелкнуть только флаг «Звездочки», как опять все заволокло вокруг и повалил снег. Ну, и далее – пусть вниз. Все, как обычно…
# А что-то необычное… ну, прикольное что-то… было на Монблане?
# Да нет, тоже как обычно. Хотя… Как это здорово – подъем на Монблан стал обычным делом! Парадокс… И слава Богу, что ничего необычного не было! Значит, хорошо к восхождению готовился, раз «неожиданностей» не случилось. Вот когда с «Гепардом» на Монблан поднимался… Нет-нет, на горе все нормально было. Но перед этим... Ну, слушайте. Был прикольный случай. Тогда, при переходе через таможенный контроль был конкретный повод для беспокойства - в рюкзаке в прозрачном футляре лежал макет «Гепарда, и какой будет реакция чиновников в форме, когда они его увидят, предсказать я не брался. Хоть и макет, но все-таки АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ! Как бы «почти оружие». К моему удивлению, все оказалось просто. Наши таможенники, взглянув на рюкзаки, вообще не стали их проверять. Но оказалось, что испытания для нервов избежать нам так и не удалось. У нас был внушительный багаж и при взвешивании выявился перегруз. В стране все поменялось, но аэрофлотовская норма бесплатного провоза багажа осталась советской - двадцать кэгэ, и каждый лишний должен оплачиваться по восемь долларов. Для сравнения, в зарубежных авиакомпаниях эта норма в три раза больше. Правда, нам от этого легче не было. На двоих (с Валерием Фадеевым) перегруз составил больше двадцати килограммов, в смете наших расходов статьи на его оплату не предусматривалось. Вникнув в суть дела, Михалыч погрустнел. Надо было предпринимать неординарные шаги. Я уже попадал в подобные ситуации и решил действовать по проверенной схеме. Представьте международный аэропорт, регистрационные стойки, возле них томятся одетые по-летнему пассажиры. Два человека прямо посреди зала начинают распаковывать свой багаж, надевают альпинистские ботинки, пара весит около пяти килограммов, одевают теплые вещи, в общем, облачаются как на полюс. Люди смотрят на нас совершенно недоуменно, а мы невозмутимо продолжаем облачаться в альпинистскую амуницию, совершенно не нарушая никаких инструкций, но уменьшая вес багажа. Эту сцену, я как понимаю, аэрофлотовские работники наблюдают регулярно при вылете российских альпинистских экспедиций, сам я уже делал здесь же тоже самое при вылете в Непал. Наконец ко мне обращается одна из служащих: «Все, заканчивайте "представление", мы ваш перегруз "повесили" на других пассажиров». Снова пакуем багаж, Михалыч повеселел, деньги сохранены, идем на посадку... Хорошо, что не пришлось в снаряжении в самолете лететь. А то не долетели бы. А Монблан… Ну, гора как гора. Наш Эльбрус круче.
Никита МУРАВЬЕВ
Фото из архива Альберта ИСХАКОВА