Слово о генеральном конструкторе: 91 атомоход и 85 лет Сергея Ковалева
Исполняется 85 лет человеку, без которого нельзя представить ни отдельно взятый Северодвинск, ни Архангельскую область в целом, ни российское военное кораблестроение вообще. На днях напомнила об этом строка их пресс-релиза администрации Северодвинска: «Утверждена еще одна кандидатура на награждение почетным знаком «За заслуги перед Северодвинском». Имя восьмого обладателя этой звезды - Сергей Никитич КОВАЛЕВ». Его знают в городе корабелов все. Легендарный генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического труда, петербуржец Сергей КОВАЛЕВ провел в Северодвинске многие годы, укрепляя мощь подводного флота страны. Награду «За заслуги перед Северодвинском» Сергей Никитич получит в воскресенье, 15 августа 2004 года - в день своего 85-летия. Кстати, чуть раньше депутаты Муниципального Совета города корабелов присвоили Сергею Никитичу звание «Почетный гражданин Северодвинска».
«Русский Север» решил начать рассказ о главном военном корабеле страны с данных из интернет-справочников. Итак:
«С.Н. Ковалев — крупнейший специалист и видный ученый в области подводного кораблестроения. Доктор технических наук, академик Академии наук СССР, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор более 150 научных трудов. Сергей Никитич — дважды Герой Социалистического Труда. Среди множества его наград — два ордена Ленина и орден Октябрьской Революции. Более пятидесяти лет Ковалев возглавляет работы по созданию атомных подлодок, является главным, а затем генеральным конструктором 91-й построенной АПЛ по восьми проектам». В 85 лет – 91 атомоход на счету Ковалева. Почти по одному на каждый год жизни… Его творческая судьба, начиная с 1958 года, неразрывно связана с северодвинским «Севмашпредприятием». Заместитель генерального директора Севмаша Виктор ДАРДА подсчитал как-то, что Сергей Никитич провел в командировках в Северодвинске более 10 лет! Вершиной славы Ковалева стало, конечно, создание тяжелого подводного ракетного крейсера третьего поколения системы «Тайфун». Как уже сообщал «Русский Север», крейсер занесен в Книгу рекордов Гиннесса и считается одним из сложнейших и наукоемких сооружений ХХ века. В Санкт-Петербурге, родном городе ученого-кораблестроителя, установлен бюст Сергея Никитича Ковалева. Свой более чем шестидесятилетний путь в кораблестроении он начал с того, что еще до Великой Отечественной войны смастерил своими руками разборную байдарку. В 1997 году создателю атомного подводного флота за выдающиеся достижения в области кораблестроения – личный вклад в решение научно-исследовательских, расчетно-теоретических, конструкторских, экспериментальных и поисковых проблем — впервые в отечественной истории была вручена Золотая медаль имени Шухова.
Вот несколько строк из «Литературной газеты», посвященных главному корабелу страны: «сейчас снимается фильм о совершенно фантастическом человеке Сергее Никитиче Ковалёве – человеке, который создал все стратегические подводные лодки в нашей стране. В августе ему исполнится 85 лет. Жив, здоров, до сих пор работает. И при этом за всю жизнь дал всего лишь одно короткое интервью Питерскому телевидению. Больше ни с кем и никогда не общался. Нас заранее предупредили: не удивляйтесь, если он откажется сниматься. И когда мы приехали к нему, всё едва не сорвалось. Ковалёв выслушал нас и сказал: «Обо мне делать фильм не надо. Снимите о ЦКБ «Рубин». Потом замолк. Я возразил, что нам интересно делать кино не про стены, но о людях. Он сказал: боюсь, что сделаете из меня милитариста, мол, весь мир бомбами закидал. А незадолго до этого момента я обратил внимание, что все стены кабинета увешаны пейзажами потрясающей красоты, подписанными «Сер. Ковалёв», и тогда сказал: «Если бы мы сидели в другом кабинете, ваше заявление, возможно, было бы небеспочвенно. Но здесь... В окружении этих полотен. Есть такое выражение у французов: «Мужчина с букетом цветов не может быть насильником». И Ковалёв сдался. В конце концов, мы записали с ним чрезвычайно интересное интервью».
А теперь о том, что обычно остается «за кадром» официальных пресс-релизов, обычно не входит в энциклопедии и не присутствует в публикациях прессы. Известный художник-маринист Александр ШАУРОВ в беседе с корреспондентом «Русского Севера» отметил вот что: «Однажды, всего несколько лет назад, Ковалеву подарили ящик с красками, и чуть ли не в семьдесят он взялся за кисти и теперь их не оставляет, даже выставки у него были. Начав писать незадолго до 80-летия, он очень быстро достиг уровня дипломированных художников».
«Невозможно забыть чуть мрачноватый юмор Сергея Никитича Ковалева, - рассказал «Русскому Северу» известный публицист и историк, капитан 1 ранга Сергей АПРЕЛЕВ. – Кое-что навсегда войдет в анналы военно-морской юмористики». И действительно – сотрудники «Рубина» издали даже специальный сборник «ковалевского» юмора. Ну вот, например, история, которую связывают в Северодвинске как раз с именем легендарного Ковалева. Генеральный конструктор (по легенде) не раз рассказывал ее молодым «Рубиновцам» – для воспитания как бы. Историю изложил «Русскому Северу» ветеран-подводник Владимир ЧЕРНОЛИХОВ.
«Ковалевская» атомная подлодка, благополучно отстрелявшись новенькой ракетой, возвращается с испытаний из полигона Белого моря домой, в Северодвинск. До «входного» Никольского буя остается всего несколько часов хода. На корабле объявлена традиционная в таких случаях большая приборка. Как положено, участвуют в приборке все — и экипаж, и гражданская сдаточная команда “Севмашпредприятия”. Старпом ходит по отсекам, зорко высматривая «шлангов», то есть отлынивающих от этого священного мероприятия. В жилом 5-бис отсеке он долго и нудно инструктирует старшину отсека, старшего матроса третьего года службы: мол, если найду беспорядок в твоем заведовании, уволишься в запас последним. Почему у тебя в отсеке не все пашут? Годок, старший матрос, который счет времени до демобилизации ведет уже даже не на дни, а на часы, минуты и секунды, вдохновляется. Достается и военным, и гражданским. Годок гоняет из кают всех залежавшихся шлангов, не взирая на чины, должности, а также военные и гражданские звания. Народ, собиравшийся перед приходом в Северодвинск подремать или на худой конец забить доминошного «козла», тяжко вздыхает. На большой приборке самый главный в отсеке — его старшина, тут против военно-морских традиций не попрешь. Приходится браться за ветошь и швабры...
В одной из кают живут крупные специалисты-руководители из проектного бюро «Рубин». Они сами выбрали для проживания четырехместную каюту именно в 5-бис отсеке, а не в элитном втором, рядом с командиром. Во-первых, здесь не так зазорно вовсю греметь костяшками домино и нардов во время учебной тревоги, во-вторых, ближе до камбуза и кают-компании. Годок-старшина, вломившись в каюту, мрачнеет и закручивает гигантские усы, которые любовно отращивал все три года службы. Далее происходит примерно такой диалог:
— Так... Почему шлангуем? Оборзели? А ну, рысью на приборку!
— Да как вы смеете? Здесь три кандидата наук и один доктор!
— Да по мне хоть фельдшер-ветеринар. Ишь, доктора нашлись. Щас мигом вылечу.
— Мы будем жаловаться... лично главкому.
— Че? Дыши ровно, очкарик. Смирно!
«Рубиновские» ребята забыли, что маленький человек, облеченный хоть на час-другой безграничной властью, становится страшен во гневе... К концу большой приборки, за час до подхода подлодки к Никольскому бую, командир вызывает старпома: идите лично пригласите старшего из «рубиновских» конструкторов, необходима его подпись в итоговом документе ходовых испытаний. Он где-то в 5-бис живет. Да смотрите поаккуратней, если вдруг спит — не разбудите. И повежливей, пожалуйста. Доктор наук любит флотскую интеллигентность...
Старпом, оказавшись в 5-бис отсеке, долго не может признать в замызганном очкарике со шваброй, выплясывающем возле гальюна танец дворника-ассенизатора, старшего из конструкторов. Даже неудобно показалось его к командиру приглашать в таком виде... Старпом подзывает старшину отсека, свирепого годка, и что-то шепчет ему на ухо. Годок понимающе кивает.
# Эй ты, очкастый, ладно, оставь швабру. Быстренько умойся и пулей к командиру. Время пошло!
Интересно, что сам Сергей Ковалев во время выходов в море на «своих» подлодках считался у подводников настоящим примером военно-морской культуры. Ну что ж, «Русский Север» присоединяется к поздравлениям, которые в воскресенье услышит главный русский корабел. С юбилеем, Сергей Никитич!
Никита МУРАВЬЕВ
Фото с сайта ЦКБ МТ «Рубин»