Великий Комбинатор. Путешествие с «Северной железной дорогой»
Как рассказал мне попутчик, при покупке билета в кассе железнодорожного вокзала ему выдали «дорожный набор». За билет от Котласа до Архангельска запросили не много - не мало – 967 рублей! Взгляд Сергея Петровича (попутчика) тревожно переместился с небольших размеров пластиковой коробки с надписью «Дорожный комплект питания» на женщину за стеклом билетной кассы. Женщина-кассир, поймав удивленный взгляд пассажира, не особенно утруждала себя комментариями: «Дорого потому, что кормить будут бесплатно – питание входит в стоимость билета». Сокрушительная фраза, достойная быть записанной в блокноты отечественных сатириков. Похоже, понятие «бесплатно» у многих россиян всегда будет ассоциироваться с советским понятием «платная, но бесплатная» (например, путевка в санаторий, за которую ежемесячно, год за годом, из зарплаты высчитывают энную сумму денег). Много воды утекло с советских времен… Вот и железная дорога уже принадлежит не государству, а акционерному обществу! И советское «все у нас народное, все у нас ничье» вспоминается, словно насмешка над пассажиром, входящим в обычный вагон купейного класса, переплатившим треть стоимости билета, получив за это «бесплатную заботу».
Далее рассказ моего попутчика едва удерживается на грани нормативной лексики - подобно замыслу одесских литераторов: «С вашей стороны это нехорошо, товарищ Бендер», - сказал Ипполит Матвеевич, с дрожью шевеля зелеными усами. Мой же Воробьянинов, лихорадочно перебирая содержимое дорожного набора, справедливо заметил, что на 300 рублей, которые «с него содрали», можно неплохо пообедать в вагоне-ресторане. Я нарочно не рассказываю читателю о содержимом «дорожного набора», так как последующее событие заставит нашего героя с более пристальным вниманием изучить «халяву». Первое (и единственное), что порадовало попутчика – заправленное постельное белье. Следует отметить, что пользование бельем также входит в стоимость билета (минус 35 рублей в пользу ОАО). У проходившей мимо нас проводницы Сергей Петрович поинтересовался, когда и чем его будут кормить. По выражению лица девушки стало ясно, что вопрос ей не понятен. Когда же попутчик объяснил суть своего вопроса, девушка виновато заметила, что собственно «дорожный набор» это и есть то, что кассирша назвала «кормить бесплатно». Надо быть Достоевским, для того, чтобы суметь описать эмоции, промелькнувшие на лице моего попутчика в тот момент, когда он кинулся вновь рассматривать свой «дорожный набор», а поскольку я, ваша покорная слуга, таким талантом не обладаю, то позвольте мне просто перечислить содержимое набора: пластиковые стакан, ложка, вилка, бумажная салфетка, пакетированные чай и кофе, сахарный песок, 2 сырка, маленькая упаковка вишневого джема, паштет, плитка шоколада, вермишель быстрого приготовления, бисквитный рулет. После непродолжительного молчания попутчик с улыбкой произнес: «Хорошо еще, что не свои, а командировочные! Предприятие оплатит!».
Приехав в Вельск, я все-таки обратилась за комментарием к начальнику вокзала Любови ЛОСЕВОЙ, которая прояснила мне, что в архангельском составе есть купейные вагоны бизнес-класса и эконом-класса. Купе в котором ехал мой попутчик, оказывается, было повышенной комфортности! А я, простите, разместившись напротив, в каком купе ехала? Ответ на этот вопрос, похоже, знает лишь Великий Комбинатор.
Маруся ТАПОЧКИНА, фото автора