Региональная политика. Игорь Норко: «Когда сам что-то реально поставил на ноги, легче контролировать процесс»
- Игорь Евгеньевич, думаю, нужно начать с главного: сейчас всех жителей Архангельской области волнует подготовка к зиме…
- Меня она тоже волнует. На сегодняшний день план по доходам выполнен лишь на 54%. Показатели бюджетных доходов, которые были получены к первому августа, мы должны были получить еще к первому июля. А в июле в бюджет поступило всего 765 миллионов рублей. В принципе, ситуация может измениться, но вряд ли стоит ожидать чего-то фантастического. Исходя из того, что денег не хватает, а основной приоритет расходования поступающих средств – выплата зарплаты бюджетникам, будем распределять небольшие суммы по районам. Определенно, будем стараться влиять на ситуацию.
- На последней сессии облсобрания Вы заявили, что энергоресурсы закупаются по завышенным ценам. Так, в частности, Вы парировали выпад главы Котласа Александра Шашурина…
- Да, и некоторые со мной не согласились. Тем не менее, я настаиваю, что мы покупаем уголь по чрезмерно завышенным ценам. Вследствие чего получается удивительный парадокс: мы покупаем дорогой уголь, а потом сами же платим за производимую нами дорогую энергию, чтобы компенсировать затраты населения. Выбор поставщика угля определяется на ежегодных торгах. В этом году изменить ситуацию не получится - поставщик на отопительный сезон 2004 года уже определен.
- Районы, насколько я знаю, самостоятельно ведут подготовку к отопительному сезону?
- Да, это так. Проводятся отдельные торги, на которых муниципальные образования самостоятельно выбирают себе поставщиков. Ни для кого не секрет, что поставка топлива в муниципальные образования зачастую ведется через посредников. Ситуация тоже не простая: когда много небольших заказчиков, фирмам легче завышать цены. На данном этапе наша задача – отрегулировать этот механизм так, чтобы свести к минимуму количество посредников и правильно организовать торги. Зачем переплачивать, если можно покупать топливо дешевле: оптом, а не в розницу? Один заказчик в лице администрации области, - это и удобнее, и выгоднее. Как я уже сказал, торги по поставке топлива к отопительному сезону на 2004 год провели до нас. Так что пока мы вынуждены работать при сложившихся обстоятельствах. А областной бюджет текущего года не соответствует реальности. Конечно, нам перешли по наследству проекты прежней администрации, но польза от них невелика. Во всяком случае, пока.
- Как же будет развиваться инфраструктура Архангельской области без должного финансирования?
- Сейчас областной администрацией формируется ряд программ по социально-экономическому партнерству, задача которых – привлекать дополнительные средства. Такой подход, действительно, может оптимизировать ситуацию с финансированием инфраструктуры. Дело в том, что любой бизнес стремится увеличить прибыль, в том числе и за счет минимизации налоговых отчислений в бюджет. Вести бизнес по такой схеме позволяет существующая законодательная база. Но, согласитесь, это должно быть в разумных пределах. Сейчас предприятия, к примеру, лесного сектора, находятся в положении, когда минимизировать налоговые отчисления дальше и некуда. А вернуть прежнюю планку нам, разумеется, непросто. За один год этого не сделать. Так что разрабатываемые администрацией программы помогут области на первом этапе. Уже несколько компаний пошли нам на встречу. Ну, и, конечно, будем привлекать в промышленность инвесторов.
- Вы полагаете, что предприятия будут охотно отчислять эти средства?
- Я недавно принимал участие в собрании лесопромышленников. Они все жаловались: это не так, то не так, дороги плохие, проблем много. А если спросить, кто хочет уйти из этого бизнеса? Так ведь желающих не окажется. Видимо, пришло время призывать лесной комплекс к ответственному отношению.
- В июле транспортники устроили под окнами администрации митинг…
- Что можно сказать, впечатление такое, что руководители предприятий за людей прячутся. Лично я не видел, чтоб кто-то из руководителей зашел хоть раз решать проблему с конкретными предложениями. А на митинг, как обычно, отправили профсоюзы. Мне кажется, руководители, прежде всего, должны защищать интересы своих работников. Какой руководитель – такое и предприятие.
- Игорь Евгеньевич, как будет решаться проблема в жилищном комплексе?
- Сегодня с доступным «социальным» жильем в Архангельске и области, действительно, проблема. Такого рода жилье – дефицит, потому и цены на рынке взвинчиваются. На сегодня уже есть несколько потенциальных инвесторов, готовых к сотрудничеству с нами. Эти компании имеют поддержку правительства Москвы. Им нужна земля, чтобы развивать свой бизнес, нам же нужно развивать строительство в городе. Но это уже прерогатива мэрии Архангельска.
- Что можно сказать о состоянии дорог в области?
- Не знаю, случайно или нет, но дорожные участки Архангельск-Северодвинск, Архангельск-Талаги отремонтировали перед приездом Фрадкова. Состояние федеральной трассы Архангельск-Москва оставляет желать лучшего и зависит от предприятия «Вологда-Холмогоры», штаб которого находится в Вологде. Ведутся переговоры о ремонте.
- С приходом новой команды в руководство областью что-то уже изменилось?
- Пока рано говорить о каких-либо кардинальных переменах, но некоторые положительные изменения все же есть. К примеру, база тралового флота стремительно шла ко дну все последние годы. А требовалось просто популярно объяснить ее руководству, что невыплата зарплаты в течение трех лет является уголовно наказуемыми деянием. Думаю, такую разъяснительную беседу можно было провести и раньше. Тут дело в политической воле.
- Игорь Евгеньевич, а Вам где пришлось закалять политическую волю?
- Наверное, когда пошел работать в Госкомитет СССР по охране окружающей среды, созданный в 1988-м. Тогда вопросы экологии стали актуальны в Советском Союзе, потому и возникла необходимость в таком комитете. У нас на первом этапе работало всего три человека – министр, заместитель министра и я, начальник управления кадров. Нам требовалось поставить структуру на ноги. Там я работал 2 года, потом ушел в бизнес.
- Почему?
- Мое продвижение по карьерной лестнице шло достаточно динамично. Каждый год меня повышали в должности. И в тридцать лет я достиг «потолка». Оставалось ждать освобождения должности замминистра. А в этом возрасте занимать такое место в советское время, сами понимаете, было недопустимо. К тому же тогда стало понятно, что государственная система начинает разваливаться. И, наконец, хотелось конкретных действий. А при сложившихся порядках это было весьма проблематично. Парадоксальность заключалась вот в чем. Приезжает к нам представитель завода с технологиями и приборами, очень нужными на производстве. Мы в комитете прекрасно понимаем их уникальность, но использовать или купить для предприятий не можем, потому что не хозяйствующий орган. Рекомендуем обратиться в Министерство внешнеэкономических связей, а оттуда ученых с проектами отправляют обратно к нам: мол, в ведомстве внешней экономики экологическими проблемами не занимаются. Таким образом, большое количество нужных проектов и важных разработок просто пропадали. Но предприятиям требовалось все же соответствовать экологическим нормам: они заинтересованы были в выходе на внешних партнеров. Так на рынке образовалась ниша. Вот мы ее и заняли. В то время в стране уже появлялись «зародыши» предпринимательства. Мы собрали 23 крупных предприятия, в частности, «ЗИЛ», космический центр имени Хруничева, «Серп и Молот» и др., заинтересованных в решении своих экологических проблем. Через нашу ассоциацию им предоставлялась возможность выхода на мировой рынок. Но после различных экономических потрясений на экологию во многих отраслях промышленности, образно говоря, махнули рукой. Экологические программы продолжали интересовать только нефтяников…
- Так Вы из Москвы попали в Коми?
- В Москве тогда экология была не популярна. А бизнес – есть бизнес. Он диктует свои условия: ты работаешь там, где существует спрос на твое предложение.
- Игорь Евгеньевич, как получилось, что Вы оказались в новой команде администрации Архангельской области?
- У меня немалый опыт работы на государственной службе, в «Варандейнефтегазе» и «Архангельскгеологодобыче». В Архангельской области планируется осуществить ряд крупных проектов, в том числе, строительство газопровода, автомобильных и железных дорог. А когда ты сам что-то реально поставил на ноги - легче контролировать процесс. Знаешь все подводные камни.
Наталия ЛИЧКОВА
ФОТО Наталии ЛИЧКОВОЙ, ИА «Русский Север»
ДОСЬЕ: Норко, Игорь Евгеньевич. Родился 2 мая 1958 года в Москве. Окончил Всероссийский юридический институт в 1983 году по специальности юриспруденция. Времени зря не терял: учился на вечернем и работал. В 1988 году закончил Академию народного хозяйства, в 1995 - Центр нефтяной промышленности в Канаде. С 1999 года Игорь Норко был генеральным директором дочерней компании ОАО «Архангельскгеологодобыча» - ЗАО «Варандейнефтегаз». В мае 2003 года Норко назначили генеральным директором ОАО «Архангельскгеологодобыча». В конце июня 2004 года утвержден в должности первого заместителя главы администрации Архангельской области по инфраструктурному развитию.
Женат, воспитывает сына и трех дочерей.