Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Трагедия погибшей подлодки «К-159»: «Это вам не «Курск»…

Итак, ровно год назад, 30 августа 2003 года, в трех милях к северо-западу от острова Кильдин затонула российская лодка с оперативно-тактическим номером "К-159" проекта 627А. Ее буксировали, или, как говорят моряки, "тащили за ноздрю", на завод для утилизации. Виновные Трагедия произошла в три часа утра 30 августа, лодка затонула, она лежит на грунте на глубине 238 метров, горизонтально, с креном градуса на левый борт, верхний рубочный люк открыт. Погибли люди из так называемого "буксировочного" экипажа. Одному моряку - Максиму Цибульскому, удалось спастись. Тела двоих были найдены в море... Причина гибели подлодки "К-159" - превышение должностных обязанностей, нарушение инструкций и приказов. Об этом заявили тогда, год назад, журналистам на борту ракетного крейсера "Маршал Устинов" Сергей ИВАНОВ и главком ВМФ России Владимир КУРОЕДОВ. "Элементарное легкомыслие, надежда на русский авось, что все обойдется, несомненно, были", - подчеркнул Иванов. "Это ЧП в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину, что ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью, иначе рано или поздно будут наступать такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди", - заявил тогда министр. Проект 627А, к которому относится и "К-159" - это проект самых первых отечественных атомных подлодок. Ржавый, совершенно уже небоеспособный, уставший корабль. Если бы не погибшие люди, это можно было бы считать своеобразным "благополучным" исходом. Но число погибших составило девять человек. Зачем подводников, среди которых большинство - офицеры, запихали на кучу металлолома, который представляла собой подлодка, непонятно. Подлодку "К-159" должны были отвести в Полярный еще несколько лет назад, сроки все откладывались. Наконец команда поступила: "Скорее!" Если бы не собрали впопыхах "буксирный" экипаж, не усадил их на борт подлодки и не "выпихнул" бы "К-159", привязанную к понтонам, в море - его бы все равно наказали. Потому что по другому - никак. Потому что... "Есть три страшных вещи для военного моряка: триппер, менструация и флотская организация..." Короче, на "отстойном" флоте главная надежда - на "авось". Это вам не боевой флот, где надо бдить... Предвестник Не менее драматично, чем судьба "К-159", затонувшей год назад, складывалась история другой советской АПЛ проекта 627А - "К-8". 12 апреля 1970 года во время крупномасштабных учений "Океан" подлодка "К-8" затонула. Тоже в какой-то мере из-за него, из-за "авось". Этот подводный корабль специально не готовился к участию в этих учениях, он завершил боевую службу в Средиземном море. Пополнив запасы продовольствия и средств регенерации с надводного корабля, "К-8" согласно первоначальному плану в подводном положении прошла Гибралтарский пролив и вышла в Атлантику, где и получила 7 апреля приказ следовать в заданный район для участия в учениях. В дальнейшем корабль на связь не выходил. 8 апреля в 21.30 в Бискайском заливе, в нескольких сотнях миль от берегов Испании, на борту лодки в 3-м отсеке возник пожар, вызванный возгораниями патронов регенерации. Сработала система аварийной защиты реактора, и корабль, всплывший в надводное положение, остался практически без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось. На вторые сутки был израсходован запас воздуха, что затруднило выравнивание дифферента и поддержание плавучести. Экипаж боролся за живучесть корабля более трех суток, однако спасти К-8 не удалось. В седьмой и восьмой отсеки начала поступать забортная вода. 12 апреля в 6.18 лодка затонула на глубине 4680 метров, унеся с собой жизни 52 членов экипажа. Часть людей была эвакуирована на советские суда, подошедшие к месту аварии: "Авось" не сработал. Не готовая к активному использованию на учениях, уставшая в автономке подлодка погибли. Говорят, снаряд не падает в одно место дважды. Но бомба по имени «АВОСЬ» попала в лодки этого проекта именно дважды… Комдив По словам руководившего буксировкой капитана второго ранга Сергея ЖЕМЧУЖНОВА, бывшего заместителя командира дивизиона отстойных атомных подводных лодок из гарнизона Северного флота Островной, план-график на переход отстойных подводных лодок Иоканьгского района базирования на утилизацию был утвержден командующим Северного флота весной 2003 года. В соответствии с ним, за летнюю навигацию с апреля по октябрь нужно были перегнать из Островного 16 АПЛ, выведенных из боевого состава флота. К-159 стала тринадцатой лодкой, которую переводили из Островного к месту утилизации. С чем были связаны такие темпы? Ведь лодки стояли в Островном по 15–20 лет. Почему вдруг было решено срочно перевести их на судоремонтные заводы? По мнению Жемчужного, здесь были замешаны немалые деньги, выделенные на утилизацию. Эти деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота от «ядерного мусора». Понтоны Устройства, с помощью которых понтоны крепились к К-159, были приварены на проржавевший корпус, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги. Кроме того, понтоны-двухсоттонники (ССП-200), поддерживавшие лодку, были не буксировочными, а судоподъемными и, кроме того, очень старыми — постройки 40-х годов. Они постоянно травили воздух, и, чтобы поддерживать заданную плавучесть субмарины, экипажу К-159 предлагалось каждые пять часов поддувать понтоны. Для этого на лодке была установлена специальная поддувочная колонка, шланги от которой тянулись к каждому из четырех понтонов. Причем носовой понтон правого борта вообще выглядел хлипким, его требовалось поддувать еще чаще. Конструкция, созданная из таких деталей, вряд ли может считаться надежной. Проект буксировки разрабатывал один военный НИИ — его представители теперь участвуют в расследовании уголовного дела в качестве экспертов. Командование дивизиона в обсуждении проекта участия не принимало. Моряков поставили перед фактом: вы должны тащить лодку таким-то и таким-то способом. Хотя, если бы их спросили, они могли бы рассказать, что эта схема, мягко говоря, полная лажа... В сентябре прошлого года буксировали на понтонах из Островного на СРЗ «Нерпа» атомную подводную лодку К-21. У входа в Кольский залив (на том же месте, где и у К-159!) внезапно оторвалась кормовая пара понтонов. А никакого шторма тогда и в помине не было. Но лодка все-таки дошла тогда до пункта назначения, поэтому с тем «отрывом» никто и разбираться не стал. Пришел черед К-159… Живучесть Неожиданный ракурс приобрело расследование причин гибели атомной подлодки «К-159»: флотские специалисты начали задумываться над вопросом – зачем командованию флота вообще понадобилось использовать понтоны для буксировки «К-159», когда вместо весьма небезопасного «понтонирования» в Гремихе давно используется отработанная, недорогая и надежная технология поддержания плавучести подводных лодок? Для поддержания безопасного для буксировки запаса плавучести в цистерны главного балласта старых атомных подлодок был закачан вспененный полистирол. Технология заполнения ЦГБ легким полистиролом давно отработана на флоте, с 1995 года внедрением технологий обеспечения живучести старых АПЛ занимается северодвинское предприятие «Северный рейд». Это же предприятие производит и эксплуатирует установки для производства вспененного полистирола. Уже не секрет, что одновременно с буксировкой «К-159» из Гремихи была начата буксировка атомной подводной лодки «К-370». Однако эта АПЛ благополучно прибыла к месту назначения. Буксировка этой подлодки осуществлялась без понтонов и была завершена 4 сентября. Сейчас «К-370» находится на акватории 10-го судоремонтного завода в Полярном (Мурманская область). Кстати, по имеющейся информации, два из понтонов, использовавшихся при той трагической буксировке, чуть было не затонули сами – они начали заполняться водой. Семьи В случившемся комдив Жемчужный винит теперь, прежде всего, самого себя. На одном из «морских» сайтов есть его слова: «Возможно, кому-то это покажется странным, но родственники членов экипажа К-159 в большинстве своем отнеслись ко мне очень тепло и оказали большую поддержку. Так же, как и жители Островного, которые помогают мне пережить свалившиеся невзгоды. Но, если уж говорить о чисто человеческой стороне, сам я, конечно, буду всегда винить себя за то, что не смог спасти ребят». Валентина ЛАППА, жена погибшего командира погибшей подлодки «К-159» капитана 2 ранга Сергея Лаппа, не называет себя вдовой… Вот лишь несколько ее фраз из Интернета: «В Гремихе я осталась тогда, год назад, за старшую… Мы ждем. Жены подводников требуют честно и громко сказать, что их мужья погибли, выполняя до конца свой долг. Первое время нам приходилось слышать недвусмысленные предположения о том, что в трагедии виноват сам экипаж. Пусть скажут честно, кто приказал отправить экипаж на мертвой лодке, без спасательных средств. Как можно не спасти за семь часов корабль чуть ли не в центре Кольского залива? Почему две лодки сопровождал только один буксир? Почему буксировку начали, зная, что будет шторм? Почему во время маршрута не было предусмотренных якорных стоянок?» Вопросов много. Ответов нет… Помнится, год назад (точнее, уже чуть меньше, через неделю или две после трагедии) Валентина Алексеевна рассказала автору этих строк в телефонном разговоре, в каких семьях погибших сколько осталось детей — двое, трое… «Кому они сейчас нужны? Как им жить дальше?..» Нет ответов… «Нам сказали, что мол, это не «Курск». С каких это пор подводников стали делить по сортам — высший, низший?! Когда я слышу слова: «Это не "Курск", все переворачивается в моей душе...» Обращение Не достучавшись тогда до флотского командования, друзья погибших моряков с «К-159» открыли специальный сайт в Интернете, на котором до сих пор (а ведь уже год прошел!) размещены материалы об экипаже, о семьях, о самой лодке. Благо, сейчас открыть любительский сайт очень просто. И вот что больше всего почти целый год «цепляет» на этом сайте: берущее за душу обращение семей погибших членов экипажа. Думаю, комментарии к нему излишни… Оно, между прочим до сих пор без ответа. Год прошел. ПИСЬМО — ОБРАЩЕНИЕ «Наши семьи до сих пор не могут оправиться от шока. Как могло случиться, что возле столицы Северного флота, с мощной береговой базой, тонет подводная лодка с экипажем на борту, и ничего не предпринято для спасения людей? Почему наши мужья, в неуправляемом корпусе, были подвергнуты изощренной пытке – холодом, темнотой, качкой, затоплением? Чем объяснить приказ о необходимости их нахождения там? Для обнаружения течи? И вот течь обнаружена, и что дальше? Боритесь за живучесть голыми руками и тоните! На лодке из всех признаков цивилизации только атомный реактор, нет ни элементарных человеческих условий, ни надежной связи, ни средств спасения. В каком веке мы живем? Сколько кораблей на флоте имеют такой же почтенный возраст? Ведь завтра их, возможно, тоже ждет такая же «утилизация». Для нескольких поколений девяти наших семей жизнь остановилась. Каждый день в глазах детей, жен, родителей я вижу один вопрос: «Ради чего погибли наши молодые, здоровые родные, отдавшие флоту лучшие годы своей жизни, служившие вместе со своими семьями в тяжелых климатических условиях там, где приказала им Родина»... Жена командира АПЛ К-159 Валентина Алексеевна ЛАППА В распоряжении ИА «Русский Север» есть уникальный снимок, сделанный всего за несколько суток до гибели «К-159». Фоторепортер «Северной газеты» из города Полярный случайно снял тогда ребят, будучи в короткой командировке в Гремихе. Оказалось… Через 48 часов эти почти все эти подводники просто погибнут вместе со своим кораблем. Вечная память. Никита МУРАВЬЕВ Фото Игоря Опимаха (Полярный, Мурманская область)

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (242)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20