Журналистика по Шендеровичу
- О приятном не буду. Но вот что раздражает в сегодняшней журналистике, особенно «большой». Впрочем, не хмыкайте – это и к провинциальной журналистике относится… Это то, что в театральном мире, из которого я вышел, называется словом трындеж. Я не знаю, дошло ли оно. Вот трындеть, потрындеть... И ты слушаешь радио какое-нибудь, там мальчики и девочки чего-то говорят, говорят, потом пытаешься понять, что они сказали, невозможно даже разобрать по членам предложения то, что они говорят. Без подлежащих, без сказуемых, без мыслей. Если мысль появляется, она немедленно теряется. Идет просто заполнение эфира, белый шум. Этого белого шума очень много. И это совершенно парализует мозги, после этого надо очень долго отдыхать, чтобы вообще что-то понять из какой-то рациональной речи. Вторая такая беда гораздо серьезнее даже первой, это потеря системы координат внутри профессий. Вот очень многие, кто работает в пиаре, по моим наблюдениям, совершенно искренне считают себя журналистами, между тем это две совершенно две разные профессии. Пиар – профессия почтенная, замечательная, очень нужная, и гораздо лучше, чем журналистика оплачиваемая, но это другая профессия. Эту систему координат нужно держать в голове, точно понимая главным образом про себя, относительно себя, и про коллег тоже не лишнее это понять, кто в какой профессии работает, это очень важная вещь. Если вы работаете, если вы журналист и вы пишете об утюгах, то вы как журналист находитесь, как ни банально это звучит, как ни высокопарно, - на службе обществу, вы представляете интересы людей. Просто людей. Значит, ваша журналистская работа в этом случае будет заключаться в том, чтобы рынок утюгов изучить, сделать свои выводы, какой дешевле, какой дороже, какой лучше, какой хуже, их функции, сколько стоит сервис, вы все это должны изучить, и результаты своих исследований публике доложить. В этом случае вы журналист. Что вот этот вот дороже, но он лучше, а этот дешевле, но вы потратите столько то времени денег на ремонт, а вот эта фирма такая-то – это журналистская работа. Мелкая, но журналистская. Если вы работаете в какой-то фирме, производящей утюг, то ваша задача сделать так, чтобы все купили этот утюг, и вас, собственно говоря, как работника этой фирмы совершенно не волнует объективность, ваша задача скрыть недостатки этого утюга, поднести достоинства так, чтобы у всех потекла слюна. Вы работаете на эту фирму. Тоже почтенная профессия… И… Вот вы когда разворачиваете рекламный проспектик, то понимаете, что вам этот товар хотят втюхать, вы готовы изучить этот проспектик, но вы, как потребитель, на стороже! Вы понимаете, что вам хотят втюхать. Это честные правила игры. Вам хотят втюхать эти, эти и эти. Вы берете эти три рекламных проспекта и сравниваете. Если вы дотошный человек, начинаете звонить, уточнять подробности.
Но! Если к вам приходит ваша подруга и говорит, слушай, срочно покупай пять штук этих утюгов, это вообще копейки, а потом горя не будешь знать, а продашь в три дороже, и вы быстренько вместе с подругой побежите и купите эти пять утюгов, а потом выяснится, что эта подруга на проценте в фирме, то вы по отношению к этой подруге как-то измените свое отношение, вы поймете, что вас использовали, что вас одурачили. Очень точное должно быть позиционирование, очень точное понимание. Если ты журналист, то ты та самая подруга, ты тот самый друг, тебе доверяют.
То же самое – политпиар… И если потом выясняется, что человек, журналист, которому вы доверяете, у какой-то партии политической, или у какого-то олигарха на «корме», и он что-то пишет по заказу, ему поручено внедрить что-то в мозги, и он это внедряет, то ваше отношение к этому журналисту меняется. Еще раз говорю, я не против пиара, я только за то, чтобы когда что-то печатается, пишется плашка «на правах рекламы», это честная игра. На правах рекламы – пожалуйста. Я готов, я как только вижу, что это на правах рекламы, я внутренне защищен, я говорю, ага, очень хорошо. Ну, давайте, я почитаю, что вы пишете на правах рекламы. Читатель, особенно в России, необычайно подвержен печатному слову. И это же притчей во языцех стало: «Это же по телевизору сказали, да это же в газетах было напечатано, значит, правда…». Хотя именно и это значит, что, скорее всего, неправда. Вот именно потому, что сказали по телевизору: 10 раз перекрестись, ущипни себя, перепроверь, залезь в другие источники, будь осторожен, это сказали по телевизору. 18 раз проверь, тебя используют, тебе втюхивают какую-то информацию, от тебя что-то скрывают, а что-то наоборот вкладывают в мозги и ногами пропихивают, чтобы поглубже зашло. Очень важно вот, особенно повторяю, особенно поглядывать в этом смысле на себя. Есть такой стих у Игоря Губермана, как раз к журналистам относится (а ну, уши заткните!): «Оглянись вокруг себя, не е… ли кто тебя». Прошу прощения за… х-м.. сами понимаете, за что, но это же в его сборнике напечатано! Если вы журналист, принюхивайтесь все время, приглядывайтесь – а не использует ли вас кто втемную, не… ну, общем, как у Губермана.
Знаете, что такое в профессиональном языке использовать втемную? Вот есть агент, который знает, что он агент, а есть человек, которого используют втемную. Вот вы в беседе с некоторым источником в администрации, в мэрии, общаетесь. Вдруг он вам, между прочим, за обедом что-то говорит, но только так, информацию какую-то жутко доверительную, и вы радостно в клюве несете в свою редакцию эту информацию, обтекаясь слюной, что вам удалось что-то узнать, и вы это радостно печатаете, публикуете, не подозревая о том, что вас просто используют, что вы тот самый почтовый голубь, которому в клюв сунули эту весточку, и сказали, куда лететь! Но вы летите совершенно искренне, от любви, вы так сказать выполняете свой журналистский долг.
В общем, журналистам, особенно провинциальным, хорошо бы помнить мудрого Губермана. Кто не читал, почитайте. Там еще и не такое есть. Отрезвляет здорово, если задуматься. И розовые очки снимает при взгляде на профессию…
Ага, понял, вот почему мне эта беседа вспомнилась с мудрым Шендеровичем. Просто выборы у нас на носу…
Руслан ОГИБАЛОВ
Фото www.crj.ru