Путешествие из Петербурга-2004
На сей раз возвращались из Питера всем семейством - мы с женой и отрок Данилка полутора лет отроду. На дворе - конец июля, северный народ потянулся домой, а, значит, изобилия мест не предвиделось. Опасения подтвердились, в итоге пришлось караулить билеты с брони. Они оказались в разных вагонах, но радость от удачи была столь велика, что сверить даты даже в голову не пришло. А жаль! Жене с сыном достался 8-й купейный «с повышенной комфортностью» (подразумевается гарантированное двухразовое питание за 26 часов следования, обычно - две порции риса с соевой сосиской, сдобренные «моментальным» супчиком), мне же пришлось довольствоваться плацкартным местом в 14-м вагоне. Не впервой, да и к народу ближе. По дороге, особенно из Архангельска, наслушаешься, бывало, всяких историй, особенно от рабочих СМП, массами едущих на заработки в Питер. Грустно, но зато держишь руку на пульсе событий.
День отъезда начинался вполне буднично, не предвещая катаклизмов, разве что чемоданы собирали в последнюю минуту, благо, отец подвез до метро.
На вокзале предстояло встретить приятеля, попросившего доставить свояченице в Северодвинск картину средних размеров, в раме. Картина оказалась несколько больше, чем ожидалось, но, учитывая два неподъемных чемодана и детскую коляску, в целом, погоды она не делала. На вокзале выяснилось, что мы зря неслись, как угорелые: поезд, несмотря на оставшиеся пять минут до отправления, еще не подан. Громкоговоритель предложил пассажирам не волноваться, ожидая дальнейших сообщений. Обнадеженные услышанным, мои домашние с визгом умчались по бескрайним просторам Ладожского вокзала, чтобы размять кости перед дальней дорогой. А я остался сторожить багаж с нехорошим предчувствием на душе. Когда десять минут спустя диктор радостно сообщил, что состав, наконец, подается, но стоять будет не дольше пяти минут, стало ясно - предчувствия не подвели. Когда на балюстраде появилась «сладкая парочка» родных и близких, я понял, что объявлений они не слышали. До отправления оставалось не более двух минут, когда мы, ощетинившись пожитками, ринулись к поезду.
- Поздравляю, - мрачно возвестила проводница 8-го вагона, взглянув на билет супруги, - Вы едете завтра - 29 июля, а вы (это относилось ко мне) – сегодня, но в 14-м вагоне!
- Что же делать?
- Бегите в штабной вагон №6, может быть, начальник поезда вам ответит.
Напоминая небольшой цыганский табор и верблюжий караван одновременно, мы помчались в указанном направлении. Объявление об отправке откровенно добавило прыти. Я был весьма благодарен жене, что в ходе марш-броска она не опустилась до упреков. Билеты-то покупал не А.С.Пушкин…
- Ну, что ж, - почесав затылок, молвил долговязый начальник поезда с белесым женоподобным лицом, - если вы не претендуете на «повышенную комфортность», можете располагаться в вашем 14-м плацкартном. Скажите, что я разрешил.
Со словами благодарности мы кинулись в хвост состава, моля всевышнего о том, чтобы он дал нам силы не растерять по дороге «корзины, картины и картонки». Кто искренне радовался происходящему, так это Данилка, похоже, считавший все это веселой игрой, затеянной родителями.
Поезд уже тронулся, когда мы, наконец, достигли заветной двери 14-го вагона. Проводница, мимо которой только что пролетели предметы нашего багажа, недоверчиво выслушала леденящую душу историю, отреагировав на упоминание своего начальника с нескрываемой иронией: «Ишь ты, какой умный. А вот нет у нас ни одного свободного места!»
Увы, это было именно так, и я отправился вдоль состава в поисках начальства и лучшей доли. Начальник попался довольно скоро.
- Ну, что я вам скажу. Пятьсот рублей, и я вас поселю в одном купе.
- Отлично, - воодушевился я, предвкушая скорое окончание мытарств, порожденных собственной бестолковостью. - А где и когда?
- Пока пошукайте по поезду, найдете место – заселяйтесь, нет, после Волховстроя жду в штабном вагоне…
Активно «пошукав» в купейных вагонах, я быстро убедился в отсутствии свободных мест и наличии весьма доброжелательных проводниц, готовых придти на помощь «лишенцам». Они-то и подтвердили, что в штабном вагоне места есть… однозначно. Обнадеженный авансами начальника я терпеливо дождался Волховстроя, но как только в окне мелькнула плотина первенца советской энергетики, подхватил чемоданы, туго набитые детскими вещами, и отправился через весь состав в вожделенный 6-й вагон. Надежда обрести скорый покой и отдохновение в кругу любимых чад и домочадцев придавала мне силы. По дороге пришлось выслушать немало комментариев, особенно со стороны шумных компаний, расположившихся в тамбурах и проходах. Знали бы эти несчастные, что «странный мужик с чемоданами типа «мечта оккупанта» еще не раз нарушит их покой. Лично мне все реплики и остроты представлялись полной ерундой, не заслуживающей внимания. Наконец, сбросив десяток потов, я добрел до штабного вагона.
- Вы в своем уме? - Прошипела энергичная дамочка, оказавшаяся ближайшей сподвижницей начальника поезда. - Ревизия в полном разгаре, а вы притащились! Вам же ясно сказали - после Волховстроя. Немедленно возвращайтесь в свой (14-й!) вагон и не мозольте глаза!
Коря себя за поспешность, я угрюмо отступил на исходные позиции, громыхая колесами чемоданов и породив очередную порцию комментариев со стороны все тех же компаний. Стоит заметить, что реплики стали значительно острей. К счастью, попутчики не подозревали, что не пройдет и четверти часа, как их вновь потревожат. Однако именно так я и поступил, когда Волховстрой окончательно растаял за горизонтом.
- Слушай, друг, тебя, что специально засылают мешать нам пить пиво? – встретили меня старые знакомые. - Ты нам еще в прошлый раз все ноги отдавил своими колесами.
- Еще пара рейсов, и вы меня больше не увидите, - попытался отшутиться я, обливаясь потом.
В тамбуре вагона №7 мы буквально столкнулись лбами с белесым начальником.
- Ну? – исторг мой измученный организм.
- Значит так, обстановка накаляется, в Тихвине отдаем ревизору 750, и я вас вселяю в отдельное купе. Только постельное бельё выдадим на одного.
- Это еще почему? – искренне удивился я.
- Потому что ваша жена все равно будет считаться «зайцем».
Это переполнило чашу терпения и я, не замечая стенаний все тех же лиц, сметая все на своем пути, подобно танку двинулся в родной плацкартный №14, где в ожидании светлых перемен сидело, бережно обхватив полотно неизвестного мастера, мое семейство.
- Ну, как, дорогой?
- Отлично, Тихвин покажет, чем все это закончится.
Я был полон решимости, а план действий созрел еще во время четвертой «ходки».
Примерно через час поезд прибыл в Тихвин. За двенадцать минут стоянки я успел купить билет, разумеется, в штабной вагон №6 и поспешил поднять свой «табор» по тревоге. Торжественно и на сей раз уже по перрону, мы подошли к штабному вагону (прокатиться по ногам соотечественников в пятый раз я бы не рискнул!).
У подножки нас приветливо встречал начальник поезда в окружении двух дам. Методом исключения уже известных персонажей, я заподозрил в насупленной особе грозного шефа бригады ревизоров и оказался прав.
- Ну что, надумали, наконец? - ласково улыбаясь, произнес начальник.
- А что нам остается, вот билеты в этот вагон.
Гнетущую паузу расколол визгливый ревизорский крик: «Что вы себе позволяете?»
- А почему вы кричите? Уж билетов у нас теперь – хоть отбавляй, – тихим и спокойным голосом поинтересовалась моя жена, положив конец «диалогу».
Мы едва успели взойти в вагон, как поезд тронулся. Убедившись, что семейство, наконец-то, устроено, я с легким сердцем вышел из купе, направившись (уже налегке!) по исхоженному маршруту – в хвост поезда. В тамбуре, как черт из коробочки, появился начальник.
- Ну, как же вы так?
Я сделал недоуменное лицо. Однако поток упреков не иссякал.
- После того, что мы для вас сделали…эти демарши. И за билет переплатили и людям не дали заработать.
- Зато вы мне явно даете заработать на фельетоне. А денег на благое дело развития железных дорог не жалко. Главное - не в карман людей, делающих вид, что следят за порядком…
В Череповце на перроне ко мне, хихикая, подошли две симпатичные проводницы:
- А вы, действительно, журналист?
- А что?
- Вы ведь не собираетесь про нас писать?
- Конечно, нет, особенно если дадите мне свои имена, чтобы знать о ком не писать!
Девушки дружно рассмеялись:
- А про начальника можете, он нам тоже не нравится, и вообще он не наш, а прикомандированный…
Сервис на оставшемся отрезке пути был отменным. Разумеется, в тех вагонах, где он предусмотрен. Но самая душевная девушка-проводница была, конечно, в моём 14-м – плацкартном. Дай бог ей хорошего мужа и приличных начальников!
А билет, оказавшийся третьим-лишним, сдать так и не удалось. Он остался эдаким напоминанием о старой, но непреходящей истине: «Граждане пассажиры, проверяйте билеты, не отходя от кассы!»
Сергей АПРЕЛЕВ
Санкт-Петербург - Северодвинск
ФОТО: http://crashsiteforts.narod.ru/mo/moscow/dot/shuk-kanal/shuk-kana...