Российская армия уходит в небытие?
«Мы можем вообще остаться без вооруженных сил», - такой мрачный прогноз сделал министр обороны РФ Сергей Иванов в выступлении по поводу начавшегося осеннего призыва. «Осенью в войска будут направлены только 9,5% призывного контингента, хотя еще 10 лет назад мы призывали на военную службу 30%», – сказал министр и подчеркнул: то обстоятельство, что треть молодежи в возрасте 18-27 лет не идет в армию по медицинским показателям, «говорит о здоровье нации».
Почти одновременно о плохом здоровье молодого поколения говорилось на пресс-конференции начальника управления переписи населения Федеральной службы государственной статистики (ФСГС, бывший Госкомстат) Ирины ЗБАРСКОЙ. «Нынешнее молодое поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем их родители», – заявила г-жа Збарская, заметив, что только 20% новорожденных можно считать здоровыми, и при этом и эта часть нации имеет мало шансов оставаться в добром здравии и дальше. Алкоголизация, «никотинизация», рост заболеваемости туберкулезом – все это объясняет нынешнюю статистику, согласно которой показатель смертности в возрастной категории 20-29 лет с 1993 г. вырос более чем на 60%. Увы, светлых перспектив пока не видно, поскольку борьбы за здоровый образ жизни практически не ведется, подчеркнула представительница ФСГС.
Что касается армии, то о «демографическом кризисе» в ней, то есть о хронической недостаче призывного контингента, говорят еще с начала 90-х годов. И это несмотря на то, что сама штатная численность ВС сокращалась – с 2,8 до менее 1 млн человек – и в этот штат в последние годы включается все больше «контрактного», а не призывного контингента (через год, например, в Чечне будут служить только контрактники). Однако все равно налицо «недокомплект» – что по срочному, что по добровольному контингенту (в контрактники идут не особенно охотно из-за низких окладов). Как признавал начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал Василий СМИРНОВ, «недокомплект» сейчас составляет 3-5% от текущих потребностей, а что будет в дальнейшем – неясно, поскольку даже среди тех, кто принимает присягу, 50% имеют «служебные ограничения» по состоянию здоровья. Что касается контрактников, то их финансовые проблемы вроде бы пытаются решить, что заметно уже по увеличению расходов на оборону в Бюджете-2005. Однако, учитывая, что полного перехода на профессиональную армию в обозримом будущем не предвидится, проблема с недокомплектом призыва будет становиться все острее.
Сейчас ситуация еще более-менее сносная, поскольку в середине 80-х годов в стране ежегодно рождалось до 2500 тыс. человек (причем родившиеся в 1986-1988 гг. могут отличаться еще и не самыми плохими характеристиками по здоровью, так как это поколение известного указа по преодолению алкоголизма, сыгравшего позитивную роль с точки зрения демографии). Однако затем, особенно после разного рода экономических потрясений, окончательно отбивших охоту у населения самовоспроизводиться, рождаемость упала. Допустим, в 1993 г. родилось всего 1380 тыс. человек (при этом и смертность повысилась в разных возрастных категориях), а значит, с 2011 г. и, по всей видимости, раньше российские ВС ждет острейший дефицит личного состава.
«В краткосрочной перспективе может помочь поощрение призыва в российскую армию молодых ребят из соседних государств – Украины, Казахстана, Белоруссии, – прокомментировал ситуацию для RBC daily вице-спикер Госдумы Сергей БАБУРИН, – хотя при этом можно войти в известную коллизию с правительствами этих стран, но иного выхода пока не видно. Этих ребят, безусловно, надо поощрять, например, облегченной процедурой получения российского гражданства». Однако, по словам г-на Бабурина, в долгосрочной перспективе и такие меры не спасут положения, если не принять радикальных мер по исправлению демографической ситуации в России. «Мы уже предлагали законопроект о резком увеличении пособий на рождение третьего, четвертого и т.д. ребенка из «копилки» ЗВР. Т.е. из резервов, значительная часть которых сформирована из гособлигаций США, приносящих нашей казне минимальный доход. Надо решительнее бороться с алкоголизацией и наркотизацией молодого поколения – со всем, что подрывает его физическое и нравственное здоровье. Только так можно спасти страну и армию», – полагает Сергей Бабурин.
«Российская армия, как и Россия в целом, оказывается в совершенно новой ситуации, – говорит директор Центра демографии и экологии человека ИНХП РАН Анатолий ВИШНЕВСКИЙ, – и трудно действовать в ней, исходя из представлений 19 столетия, хотя у нас еще многие мыслят категориями позапрошлого века. Вполне очевидно, что надо учитывать опыт других стран, прежде всего европейских, также столкнувшихся с демографическими трудностями. В силовых структурах этих стран, прежде всего полиции, сейчас очень много мигрантов, разумеется, уже натурализовавшихся, но факт, что сама система натурализации – от облегченного предоставления гражданства определенным категориям до воспитания детей мигрантов – такому притоку кадров способствует». «Нам вряд ли избежать подобного развития событий, то есть поощрения пополнения армии лицами, рожденными за пределами России, – считает Анатолий Вишневский. – Впрочем, то же относится и к пополнению трудовых ресурсов страны. Хотя пока наше общество не очень к такой перспективе готово».
Напомним, что ранее и сам министр обороны высказывался о привлечении в российские ВС иностранцев из ближнего зарубежья (они и сейчас служат в армии РФ, но на гражданских должностях). Таким образом, с необходимостью создания «иностранного легиона» (с последующим предоставлением этим иностранцам российского гражданства) согласны все: и политики, и министры, и ученые. Как и с тем, что надо спасать здоровье нации. Но «улучшение здоровья» заметно пока разве что в цифрах ВВП, которыми гипнотизируют правительственные чиновники народ. Увы, народ, год от года вымирающий.
Алексей Виноградов,
http://daily.rbc.ru/comments/index.shtml?2004/10/04/61195