Шведы намерены развивать туристический бизнес в Архангельской области. За свои деньги
Сферой деятельности был выбран туристический бизнес, как наиболее перспективный и динамично развивающийся. «Меня уже трудно назвать туристом, я, скорее, уже житель вашего города, - шутит руководитель проекта, представитель Фолькуниверситета (Швеции) Али РАШИДИ. – Я очень часто бываю в вашем городе и хочу отметить, что в последние 10 лет Архангельск очень динамично развивался. Открылось много хороших ресторанов, построен комфортабельный «Пур Наволок отель», это говорит о том, что туристический бизнес в регионе развивается».
На прошедшей 10 декабря российско-шведской конференции "Потребности туристических компаний Архангельской области в квалифицированных кадрах" детально обсуждался вопрос возможности и дальнейших перспектив туризма Архангельской области. В работе конференции приняли участие представители Федерального агентства по образованию РФ, Шведского Агентства по дополнительному профессиональному образованию, Фолькуниверситета (Швеция), АГТУ, комитета по труду и комитета по туризму обладминистрации. Основной вывод шведов – туристический бизнес недостаточно раскручен в нашей стране. Поэтому они собираются вложить деньги и обучить наших специалистов основам грамотного ведения бизнеса. Интерес шведов в данном случае понятен – последние годы в мире проявляется очень большой интерес к так называемому Арктическому туризму. Швеции же является одним из лидеров среди Скандинавских стран по уровню доходов получаемых от туризма. Развивая туризм в Архангельской области, они расширяют, прежде всего, свою сеть, к тому же в будущем гораздо проще будет договориться с учеником-конкурентом, нежели просто с конкурентом.
К тому же проблема подготовки квалифицированных кадров в сфере туристического бизнеса – это бич не только архангельской области, но и России вообще. Хотя, как утверждают шведские эксперты, одной из слагающих успеха туристического бизнеса являются квалифицированные кадры, которые в совершенстве владеют «менеджментом гостеприимства». Вот к этой-то науке и будет приобщать нас шведский Фолькуниверситет. «Проект, который планируется реализовать в Архангельске, соответствует идее long life education – идея, которая успешно работает в Европе, когда человек успешно обучается в течение всей жизни, меняя квалификацию в зависимости от того, что требует от него рынок труда», - отметил представитель Федерального агентства по образованию РФ Валерий ШЕСТАК.
Реализация этого проекта становиться очень актуальной в свете нынешней реформы образования, т.к. с 2005 года финансирование профессиональных училищ с федерального бюджета будет переложена на плечи областных администраций. Этот проект яркий пример – франчайзинга, т.е. привлечения инвестиций. На деньги шведов, в рамках проекта на базе Архангельского государственного технического университета (АГТУ) откроются двухгодичные курсы для подготовки специалистов туристической сферы: менеджеров, маркетологов, логистов. «В ближайшее время начнется отбор первых 100 студентов в пилотную группу. 60 процентов которой составят работники турфирм и организаций, связанных с туризмом. 40 процентов - одинокие матери и молодые женщины с низким уровнем образования. «На наш взгляд, очень важно дать работу в этой сфере именно данному социальному слою. Тогда, проект выполнит сразу две миссии. Повысится уровень образования, неблагополучные семьи вырвутся из материального кризиса, а экономика области получит дефицитных специалистов», - пояснил руководитель проекта, представитель Фолькуниверситета (Швеции) Али РАШИДИ.
Для того чтобы обучение проходило в комфортных условиях, для туристических курсов будут отремонтированы и оборудованы техникой несколько аудиторий. «Я ходил по туристическим фирмам вашего города и был очень удивлен, что почти нигде мне не предложили посмотреть видеозаписи съемок тех мест и отелей, куда мне предлагали отправиться. В Швеции видеоматериалы – обязательный элемент маркетинга турфирм», - отмечет Рашиди. Поэтому весь преподавательский состав, состоящий из сотрудников различных турфирм Архангельской области, пройдет стажировку в Швеции. «Это принципиальная позиция, чтобы преподавание вели местные специалисты, т.к. в каждой стране есть своя изюминка и даже идеальная и четко отлаженная система шведского туризма никогда не будет работать в России, если ее не адаптировать к стране», - считает Али Рашида. Сейчас одновременно идет формирование как преподавательского, так и обучающегося состава.
Отбирать матерей-одиночек и молодых женщин с низким уровнем образования будут комитет по труду администрации Архангельской области и городской совет женщин через службы занятости. «Мы сделаем все, чтобы не допустить так называемых блатников», - заверил председатель комитета по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области Владимир КИРИЛЛОВ. Предполагается, что обучение для социально незащищенных групп населения и после окончания проекта будет бесплатным. Форм обучения будет несколько: дневная, очная и дистанционная.
«Работа с подобными проектами в других странах началась 6 лет назад и оказалась довольно успешной. Восемь из десяти обучаемых находят работу по специальности. У Фолькуниверситета есть отделения в Германии, Франции и Эстонии. Поскольку, модель обучения везде адаптируется к стране главная задача архангельских тренеров - разработать специальный учебный план», - отметил Рашиди. По его словам, Архангельская область выбрана из числа других российских регионов потому, что шведы видят большие перспективы именно в этом регионе. Архангельская область была выбрана не случайно - великолепная природа, высокообразованные люди и множество достопримечательностей. С самого начала Архангельск значился как приоритетный регион для реализации этого проекта. По мнению шведских экспертов, самой тяжелой составляющей в реализации этого проекта будет изменение менталитета людей. «Внедряемая технология достаточно нова даже для Европы», - отмечает Рашиди.
Тем не менее, шведские коллеги не сомневаются в успехе предстоящего проекта. На конференции отмечалось, что многие проблемы, которые есть у туристской отрасли в России, сходны с теми, которые удалось преодолеть Швеции. Необеспеченность предоставления конкретных заявленных услуг туристскими фирмами, отсутствие гарантии их выполнения, недобросовестность рекламы и еще ряд вопросов были решены с позиции общего государственного регулирования. В Швеции происходит регулирование отрасли туризма в целом. Нет никакого государственного органа, занимающегося туризмом (он был закрыт в 1996 г.). В основе всего лежит программа, в которой указаны основные планы развития туризма, и куда, кроме задач, включены и бюджет, и исполнители. «Основная проблема, которая сейчас тормозит туристический бизнес Архангельской области - отсутствие единства действий бизнеса и власти в решении проблем туризма в регионе, в данном проекте мы увидели большую поддержку со стороны администрации области и надеемся, что ряд проблем нам все-таки удастся решить», - уверяет Рашиди. Возможно, это действительно удастся шведским специалистам, т.к. туризм в Швеции находится в стадии интенсивного развития, ежегодный прирост потока туристов, посещающих шведское королевство, колеблется от 6 до 10%. По мнению сотрудника Института изучения туризма Бенгта САЛЬБЕРГА, одной из причин процветания шведского туризма стали угрозы новых терактов в мире. Из-за этого многие шведы предпочитают путешествовать по своей стране, а зарубежные туристы отдают предпочтение "спокойной" Скандинавии.
Статистика свидетельствует также, что на протяжении последних 6-7 лет постоянно увеличивался поток туристов в Швецию из Норвегии, России и Эстонии. Очень большую и значимую роль в развитии туризма региона должны играть СМИ. «Например, в прошлом году одна из крупнейших газет Швеции в своем субботнем еженедельнике публиковала статью о Соловках, очень многие люди ее прочитали, и она им запомнилась. Теперь, когда я говорю своим знакомым, что я еду в Архангельск, они недоуменно смотрят на меня, но когда я поясняю, что это там, где те самые острова, о которых писали в газете, они уже начинают ориентироваться», - говорит Рашиди.
Возможно, при объединении всех усилий, в итоге в Архангельской области, наконец-то появится цивилизованный туризм со всей вытекающей из этого определения инфраструктурой.
Ольга МИГУНОВА