й
казны. Например, в документе речь идет о необходимости обеспечить
«долгосрочную устойчивость» бюджетной системы, оптимизировать структуру
расходов бюджета и провести пенсионную реформу. Тем не менее, в
документе можно найти и несколько конкретных шагов.
Например,
Путин поручил правительству в течение трех месяцев доработать бюджетную
стратегию до 2030 года. Этот документ должен описывать план действий
правительства в случае неблагоприятного развития экономической
ситуации. Других подробностей о нем не известно. Кроме того, в послании
говорится о необходимости сблизить требования бухгалтерского и
налогового учета. Мера обсуждается в России уже более десяти лет:
считается, что из-за сильных различий в двух видах учета в стране
слишком много бухгалтеров (в России насчитывается три миллиона
бухгалтеров, что в 2,5 раза больше, чем в США).
Также президент в послании призвал окончательно определиться, кто будет администрировать
страховые взносы: Пенсионный фонд или Федеральная налоговая служба.
Путин также вспомнил, что в России необходимо привлекать средства
частных компаний в развитие инфраструктуры, а также разработать механизм, позволяющий инвестировать в строительство объектов средства Фонда национального благосостояния.
О необходимости такого механизма президент говорил еще в конце прошлого
года, но пока он не разработан. Путин также вспомнил про единый портал
бюджетной системы, который он же поручал создать еще год назад, но сайт
до сих пор находится в тестовом режиме.
Хотя большую часть
послания составили или общие формулировки, или косметические меры, о
возможности кризиса президент в послании все-таки не забыл. Так, в
первой его части говорится о замедлении темпов роста мировой экономики и
возможном снижении цен на нефть. В связи с возможными падением доходов
бюджета предлагается провести оптимизацию его расходов таким образом,
чтобы хватило денег на реализацию майских указов 2012 года, основанных
на предвыборных обещаниях (последние, в частности, предусматривали рост зарплат социальных работников и создание 25 миллионов высокооплачиваемых рабочих мест).
В послании также отмечается, что часть расходов, предусмотренных программой развития вооружений (ее размер составляет около 20 триллионов рублей), будет перенесена на более поздний срок - на 2017-2020
годы. Однако какая часть трат должна быть перенесена, не говорится.
Таким образом, утверждать, что возможный кризис совершенно не отражен в
бюджетном послании, нельзя. В то же время, вряд ли перечисленных шагов
окажется достаточно, чтобы снизить риск максимально, тем более что, судя
по сообщениям СМИ, в правительстве обсуждалось намного больше способов
поддержать отечественную экономику.
Возможно, в бюджетном
послании Путина не оказалось мер по борьбе с рецессией именно из-за
нежелания пугать граждан, бизнес или рынки надвигающимися трудностями в
экономике. Из комментариев главы Минэкономразвития Андрея Белоусова
следует, что президент не будет поднимать эту тему и на Петербургском
форуме, являющемся главным экономическим мероприятием в стране. В то же
время, кажется странным, что президент устанавливал жесткие сроки, в
которые должны были разработать антикризисный план. Возможно, он
содержит ряд непопулярных мер (таких, как ослабление курса рубля), и его
огласят только в случае начала полномасштабной рецессии.