Кино как средство патриотического
воспитания (или попросту как средство пропаганды) - идея не новая. И
такое серьезное отношение минобороны РФ к высказыванию вождя Октябрьской
революции о том, что "важнейшим из всех искусств для нас является кино"
нельзя назвать оригинальным ни для России, ни для других стран.
Еще
министр пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс открыл в своем
министерстве отдел кино, задачей которого была в основном цензура, а
также выпуск и поощрение пропагандистских лент. "Кино может обладать высокими художественными
достоинствами, но с помощью своих дурных взглядов оказать пагубное
воздействие, как, например "Броненосец Потемкин", - отмечал Геббельс.
В
Советском Союзе патриотический кинематограф начал развиваться в 20-е
годы XX века с выходом фильма Дзиги Вертова (Давида Абелевича Кауфмана)
"Советские игрушки" про буржуев и "служителях культа", которым
противостоят рабочие и крестьяне.
Фильм Ивана Пырьева 1949
года "Кубанские казаки" был очень популярен, пока в 1956 году на ХХ
съезде КПСС Никита Хрущёв не обвинил картину в лакировке действительности,
что было недалеко от истины, учитывая голод, зверствовавший на Кубани в
то время, как герои фильма пели и плясали на экранах. Фильм исчез из
проката, однако снова появился во времена Брежнева вместе со всплеском
кампании по борьбе с тлетворным влиянием Запада. Одним из самых ярких
фильмов того времени была картина "Тени на тротуарах".
А в
путинской России новую волну пропаганды, уже не совсем против Запада, а
против оппозиции, которой управляет Запад, возглавил документальный
фильм "Анатомия протеста".