Как буксировать айсберги?
Из первой в этом году полярной экспедиции вернулось научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов». Из Архангельска "Сомов" ушел 1 апреля 2005 года. Ученые Института Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) исследовали преимущественно северо-восточный сектор Баренцева моря. Необходимо было выяснить состояние льдов в середине весны в районе Штокмановского газоконденсатного месторождения. 2 года назад в месте, где планируется установить добывающую платформу, экспедиция обнаружила аномально высокую концентрацию айсбергов. Как сообщил корреспонденту ИА «Русский Север» начальник экспедиции, ведущий научный сотрудник института Арктики и Антарктики Юрий ГУДОШНИКОВ, для ученых это оказалось сюрпризом. Сейчас необходимо понять - обычное ли это явление или 2 года назад имела место аномалия. Количество айсбергов и их размеры были значительными. Самый крупный - более 3 млн. тонн. Местом их рождения являются Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Шпицберген. Для будущей безопасной работы добывающей платформы необходимо знать, как ведут себя льды в данном участке моря и какую нагрузку оказывают на суда и сооружения в океане.
Лед в Баренцевом море достигает максимальной прочности именно в апреле. Значит, максимальная нагрузка на конструкцию будет в начале - середине весны. Специалисты оценивали толщину и температурный режим айсбергов - так называемый запас холода, - и скорость движения ледников. Эти данные также помогут ответить на вопрос - идет на Земле процесс глобального потепления или нет.
Кроме того, "Сомов" должен был попробовать взять айсберг на буксир. Как рассказал капитан научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" Юрий НАСТЕКО, желаемый для подобного маневра осколок – в 10 раз по весу больше, чем "Сомов", размером 50х50 метров и высотой 20 метров.
Впервые в этом году экспедицию, уже 4-ю в район Штокмановского месторождения, финансировал Газпром совместно с ведущими западными нефтяными компаниями.
Фото: http://oops.zp.ua/events.php?act=1&eventID=1168&print=1