Минэкономразвития скорректировало прогноз социально-экономичес-кого
развития до 2030 г. Оценка внешних условий практически не изменилась,
пересмотр связан с внутренними условиями, говорится в документе. В их
числе - резкое торможение экономики, замораживание тарифов, пересмотр
ожиданий по инвестициям.
В апреле, утверждая долгосрочный
прогноз, правительство выбрало в качестве базового сценария развития
страны инновационный - средний между худшим (консервативным) и лучшим
(форсированным). К сентябрю правительство передумало и остановилось
на консервативном варианте. Но и он в сравнении с апрелем ухудшился.
Темпы роста экономики в 2013-2030 гг. будут в 1,5 раза ниже, чем
предполагалось весной, - в среднем 2,8% против 4,3% - и будут отставать
от роста мировой экономики. К 2030 г. доля России в мировом ВВП
уменьшится до 3,4% с 4% в 2012 г.
Форсированный и инновационный
сценарии предполагали экономический прорыв по модели догоняющего
развития. В форсированном варианте за счет роста инвестиций государства
и частного сектора в повышение производительности труда
и конкурентоспособности несырьевой промышленности, в науку и технологии,
человеческий капитал и транспортную инфраструктуру Россия к 2030 г.
по уровню и качеству жизни становилась в один ряд с развитыми странами.
В консервативном сценарии модернизация происходит в основном
в нефтегазовом комплексе. Но мировые сырьевые рынки не возвратят себе
роли основной движущей силы экономического роста, а внутренние
российские барьеры развития - неразвитость инфраструктуры, устаревающее
оборудование, неблагоприятный бизнес-климат, недостаток
квалифицированных кадров - в консервативном варианте преодолеть
не получится.
К 2030 г. Россия останется страной с доминирующим
нефтегазовым сектором, плохими дорогами, низким уровнем медицины,
высокими региональными различиями в уровне жизни, оттоком капитала
и профицитом бюджета. И по-прежнему будет отставать по качеству жизни
и от развитых стран, и от средних для ОЭСР значений.
Прогноз
предполагает, что Россия нарастит добычу нефти за счет месторождений
в Восточной Сибири и реализует два проекта по сжижению природного газа,
если не упадут цены на нефть (предполагается их рост со $107 за баррель
в 2013 г. до $164 в 2030 г., или на 9% в реальном выражении).
Будут преодолены некоторые транспортные узкие места, в том числе построена высокоскоростная магистраль Москва - Казань, однако продлить ее до Екатеринбурга, Петербурга (инновационный вариант) и Адлера (форсированный) не удастся.
В консервативном сценарии сохраняется риск отставания
материально-технического оснащения медицинских организаций, роста
региональных дисбалансов в оплате и качестве медицинских услуг,
недостаточного уровня высокотехнологичной медицинской помощи. Из-за
недостаточности расходов на образование в полной мере осуществить
модернизацию систем дошкольного и профессионального образования также
не удастся.
Социальная дифференциация по доходам усилится, а не
уменьшится; доля среднего класса к 2030 г. составит треть, а не
половину. Указ президента о повышении зарплат бюджетникам выполнить
удастся, но темпы будут медленнее. С другими указами возникнут проблемы:
норма накопления основного капитала более чем до 25% ВВП не вырастет,
производительность труда к 2018 г. возрастет только на треть, а не
на половину.
Медленнее будут расти и пенсии; средний темп роста
доходов в целом снижен почти в 1,5 раза - с 4,4 до 3%. В структуре
доходов населения доля социальных трансфертов останется высокой - 18,7%
к 2030 г. против 19,5% в 2012 г.; доля доходов от занятости сократится
до 45,5% с 46,1%. Из-за низких темпов роста доходов население будет
меньше брать в долг и меньше тратить - и тратить в основном на импортные
товары. Сдерживать рост импорта будет ослабление курса рубля -
в реальном выражении он к 2030 г. будет на 7% ниже, чем в 2012 г.
Наибольшая коррекция показателей прогноза связана с динамикой
инвестиционного спроса, говорится в документе: и у государства, и в
частном секторе будет меньше ресурсов. Государственные капвложения
снизятся с 3,5 до 2,2% ВВП; приток капитала в частный сектор в 1,5% ВВП
ежегодно в среднем за 2013-2030 гг. сменился на чистый отток в среднем
в 0,2% ВВП в год. Прогноз среднегодового темпа роста инвестиций снизился
в 1,4 раза - с 5,9 до 4,3%.
Бюджетная политика останется
консервативной из-за сохранения жесткого варианта бюджетного правила,
бюджет после 2018 г. становится профицитным. Сценарии экономического
прорыва предполагали допущение более высокого - 1,5-2% ВВП - дефицита
бюджета и пополнение резервного фонда до 5%, а не до 7% ВВП, чтобы затем
направлять половину нефтедоходов на инвестиции в экономику
и инфраструктуру. Величины в 7% ВВП резервный фонд достигает к 2025 г.,
5% - к 2018 г.
Эксперты в оценке перспектив экономики еще более
консервативны: согласно консенсус-прогнозу (21 эксперт) Центра развития
Высшей школы экономики в ближайшие 10 лет темпы роста России
не поднимутся даже до 3% - а еще недавно это казалось опасно низким
ростом. Этой отметки экономика достигнет лишь через 10 тощих лет,
говорится в обзоре Центра развития.
Как и прежде, большинство
экспертов негативно оценивают избыточное вмешательство государства
в экономику, качество госрегулирования и прочих институтов, недостаток
конкуренции и чрезмерные оборонные расходы, отмечает директор Центра
развития Наталья Акиндинова: «В этом нет ничего нового, однако
радикально изменилась оценка экспертами вероятности экономического
кризиса, связанного не с динамикой цен на нефть, а исключительно
с внутренними факторами».
Если в 2011-2012 гг. такую возможность допускали 28-32% экспертов, то по итогам опроса, проведенного в конце октября, - 68%.
«Десять прекрасных лет», - ответил на вопрос «Ведомостей» о стратегии
руководства страны один из федеральных чиновников. Сегодня основная
установка - удерживать 10 лет власть и стабильность, объяснил стратегию
другой чиновник.
Источник: http://news.mail.ru/politics/15532312/?frommail=1&social=fb