Итак, что мы имеем в сухом остатке? Проектом предлагается освободить от отбывания наказания и уголовной ответственности наименее социально защищенные категории осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, имеющих «определённые заслуги» (официальная формулировка) перед РФ. Речь идет о тех, кто совершил преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, инвалиды I и II группы, лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иные лица, принимавшие участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества.
Амнистия распространяется на тех, кто осужден к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях (последнее не распространяется на несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте до 16 лет либо уже отбывших не менее половины назначенного срока наказания), а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания.
В отношении подозреваемых и обвиняемых (указанные выше категории лиц, кроме подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 и 3 ст.212 и ст.213 Уголовного кодекса РФ), дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов, предусматривается прекращение уголовных дел.
Амнистия не распространяется на лиц, которые совершили преступления, представляющие повышенную общественную опасность, с применением насилия или угрозой его применения, а также на лиц, ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии, на лиц, совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, и осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
Кроме того, депутаты приняли за основу сопроводительный документ - «О порядке применения постановления Госдумы «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации». Применение постановления предлагается возложить на исправительные учреждения, следственные изоляторы, органы дознания, органы предварительного следствия, суды, уголовно-исполнительные инспекции и судебных приставов-исполнителей. Указывается, что решение о применении постановления принимается в отношении каждого лица индивидуально. Решение о применении постановления, принятые органами дознания, органами предварительного следствия и уголовно-исполнительными инспекциями, утверждаются прокурором.
Правительству РФ предлагается совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ принять меры по трудовому и бытовому устройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также их медицинское обслуживание; сохранить штатную численность уголовно-исполнительных инспекций в течение одного года со дня окончания срока исполнения постановления.
Ещё девять проектов постановлений об объявлении амнистии, внесённые депутатами Госдумы в течение 2011-2013гг. и приуроченные к различным событиям - Дню Победы, Дню независимости России, Дню народного единства, годовщине вывода советских войск из Афганистана, вступлению в должность президента РФ Владимира Путина и т.д., были отклонены. По словам главы думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, проект, внесённый главой государства, оказался «наиболее подготовленным и вобравшим в себя всё лучшее, что имеется в других». По разным оценкам на свободу по этой амнистии выйдет от 15 до 25 тысяч человек. Прямо скажем, не до фига «лучшего» вобрал в себя путинский вариант...
А вообще, что такое «амнистия»? В моём понимании - это милосердие, своеобразное отпущение грехов, которое совершает не церковная, а светская власть. Штука ответственная, когда сразу после смерти Сталина на свободу вышли тысячи «социально-близких» большевикам уголовных элементов, даже Москва несколько месяцев захлёбывалась в стонах и крови - у моей бабушки три раза из рук вырывали сумочку. Зато в лагерях остались настоящие «враги народа» - учёные, писатели, артисты - их власть боялась намного больше, чем бандитов и воров.
Кого нельзя выпускать ни при каких обстоятельствах? Тех, кто уже был опасен для общества, совершал насильственные действия в отношении простых граждан. Да-да, я намекаю на «узников Болотной», которых сама власть презрительно окрестила «офисными хомячками». С какой стати ручных грызунов бояться? Так ведь нет, президент специально уточнил - эти не выйдут. Можно подумать, что кто-нибудь из этих интеллигентов на второй день свободы пойдет в подворотню грабить прохожих с ножом на предмет отметить. Вы в это верите? А вот Путин, похоже, верит...
Зато под амнистию вполне могут попасть сотрудники ОВД «Дальний» из Татарстана. Те самые, что задержанным вбивали в анус пластиковые бутылки из-под пепси-колы, представляете, сколько ещё они узнали интересного, сидя в камерах СИЗО, из серии «как быстрее изничтожить человека»? Так вот, эти мутанты скоро могут оказаться среди нас - они получили менее 5 лет за злоупотребление служебным положением с применением насилия, и этой статьи нет в списке неамнистируемых.
Когда-то русские цари, чтобы как можно больше народа запомнило день их коронования, отпускали на свободу пассивных борцов с самодержавием (тех, кто не обагрил руки венценосной кровью, а только прокламациями баловался). Путин сознательно отказался пойти на такой шаг перед своей третьей инаугурацией по неизвестным мне мотивам - может, не хотел показаться слишком добреньким или чтобы его сравнивали с каким-нибудь Николашкой. Однако амнистия в честь юбилея Конституции сама по себе подразумевает некие политические послабления и должна выполнить определенные стратегические задачи. Например, сократить значительное число заключенных и улучшить международный имидж России в преддверии Олимпийских игр. Если у нас люди, которые признаны международными организациями как «узники совести», останутся в тюрьмах, то для общественного мнения эта амнистия ничего значить не будет. Выйдут они или не выйдут - является определенным политическим маркером Ну, почему не выпустить тех же пуссь, хлебнувших своё сполна и ставших героинями по недомыслию Кремля? Или прекратить дело в отношении экологов, залезших на «Приразломную», которые в большинстве своём просто блаженные? О Ходорковском уже помалкиваю, очередная шумиха вокруг его имени может Михаилу Борисовичу третьим сроком выйти.
Помните, как второстепенный герой знаменитый повести братьев Вайнеров мечтал о наступлении «эры милосердия»? Пожилой был человек, не только сам не дожил, но и его внуки по ходу тоже. После эйфории конца советского строя, бурных 90-х и начала строительства «вертикали власти», у нас в стране наступила «эра лицемерия». Когда неугодных сажают за решетку, власть говорит, что она здесь «ни при чём, следствие и суд у нас независимые». Но стоит власти сказать хоть одно слово, как независимое следствие переквалифицирует действия гринписовцев с пиратства на хулиганство, а независимый суд меняет Навальному приговор с пяти реальных лет на пять условных. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. Я упомянул только самые резонансные дела, а какой беспредел творится на местах в провинции...
Справедливости ради считаю необходимым сказать, что широко открывать ворота российских тюрем и лагерей тоже не стоит. Например, я читал, что примерно треть заключённых в стране отбывает наказание по статьям, так или иначе связанным с наркотиками. У таких рецидив почти неизбежен, не только из-за наркозависимости, но и от иллюзии лёгких денег. Ещё бы я очень внимательно отнёсся к амнистированию несовершеннолетних. Если в детскую колонию попадают мокрохвостые щенки, то на свободу выходят уже молодые, озлобленные волки, часто выбравшие для себя криминальный жизненный путь.
Вместе с тем, даже противно сопоставлять две чаще всего звучащие в связи с предстоящей амнистией фамилии - Ходорковский и Сердюков. Первый - личный враг венценосному, будет гнить, пока тому не надоест (то, что МБХ буквально на днях сменит барак на роскошный отель на момент написания материала никто, кроме кремлёвских, не знал - не гадал). Второй - если и не личный друг, то уж точно «социально-близкий». Соскочить «Табуреткину» с обвинений в свой адрес может помешать лишь общественная шумиха вокруг его имени. И то, только в том случае, если на нас опять не положат с прибором.
А они могут... вы догадываетесь, о ком я говорю?
Леонид Черток