Нет, в хоккее я кое-что понимаю. По семейной традиции болел за «Спартак», обожал тройку Бориса Майорова. Помню, как во время очередной серии СССР-Канада наша диссидентствующая компания робко голосила на трибунах: «Da-da, Canada! Net-net, Soviet!». Чувствовали себя академиками Сахаровыми, идиоты. Удивительно, но соотечественники не набили нам морды, а жали руки и выпрашивали жвачку. В глубине души мы знали, что НАШИ все равно победят. Так хорошо знали, что намертво привыкли к этой мысли.
Мир хоккея всегда был не прост. На съемках фильма «Такая жесткая игра хоккей» я с удивлением выяснил, почему так часто наши хоккеисты «ломаются» на тренировках. Оказывается, при оплате за этот каторжный труд учитывалось и то, в какой «тройке» ты играешь, шла жесткая борьба за место в первой. Плюс разнообразные блага за победу и наказания за проигрыш, вплоть до выговора по партийной линии. Расплачивались машинами и жилплощадью, все хоккеисты тогда где-то числились. Например, легендарный Третьяк в конце 70-х командовал танковым батальоном Кантемировской дивизии. Как же его солдаты мечтали, чтобы их кумир прибыл к месту службы хотя бы на денек. Посудите сами, не доллары же платить советскому офицеру за победу над чехами, так и до Пражской весны недалеко…
Времена изменились. Теперь лучшие играют в НХЛ. Не только русские, со всей Европы. Та же история, что и в кино. Актеры всего мира рвутся в Голливуд, там и условия, и деньги совсем другие. Но это совершенно не значит, что канадский хоккей лучше. Так же, как и кино, я нашего «Мой друг Иван Лапшин» на тридцать их «Терминаторов» не сменяю. Как раз на Олимпиадах и выясняется «гамбургский счет».
Во времена моего детства основная борьба за золото велась между СССР, Канадой, США и ЧССР. Шведы и финны частенько исполняли роль спарринг-партнеров для отработки голевых моментов. А их было немало, я просто не помню такого счета, как 1:0 или 2:0. Сегодня все изменилось, «футбольный» результат, скорее, норма, чем исключение. Все команды примерно одинакового уровня, от каждой можно ждать сюрпризов. Мы проигрываем крошечной Словакии и рвем будущих олимпийских чемпионов, как Тузик тряпку. Выбиваем из борьбы канадцев и проигрываем финнам, которых раньше в упор не замечали. Знаете, я понял, что мы проиграем в полуфинале на следующее утро после четвертьфинала. Все выпуски новостей начинались со смакования победы, о предстоящем мачте говорили, как о досадной формальности на пути к «золотому» финалу. Все это уже было. Помните, перед решающим матчем с Украиной за путевку на футбольный чемпионат, по телевизору за неделю до игры начали крутить победоносный клип. В нем украинская жена укоряла русского мужа «шо ваши нашим навтыкали». Все, понял я, сглазили. Так и вышло, вратарь Филимонов сам положил решающий мяч в свои ворота. Нет, чтобы скромно помолчать…
Конечно, дело не только в сглазе, но и в общественном настрое. Наши хоккеисты так уверились в своем чемпионстве, что на финнов вышли, как на «Золотую шайбу», по игре видно было. Ну, а с чехами просто конфуз, ведь негоже чемпионам за третье место бодаться. Эх, раньше бы их за такое из партии бы поперли, в прапорщики разжаловали. А теперь даже рублем не накажешь. Потому что для НХЛовца олимпийские призовые – тьфу! Когда же кончится эта мания величия?
На открытии Олимпиады в Турине умница Олег Павлович Табаков настоятельно советовал настраиваться на 4 «золота». Его обвиняли в упадничестве, но он был прав. Потому что даже после фиаско в Солт-Лейк-Сити мы не изжили советское шапкозакидательство, настроив очередных несбыточных планов. Российские спортсмены себя реабилитировали: 8-6-8, четвертое место в общекомандном зачете. Обидно, что обогнала маленькая Австрия? А что делать, они собрали почти весь горнолыжный урожай, где «наши не пляшут». Но и норвежцы взяли всего два «золота», хотя еще недавно держали первое место. У них спад, национальной трагедии из этого не делается. У нас начался подъем, мы разобрались с советским спортом, началась эра российского. Но как противно, когда в спортивных неудачах начинают видеть чьи-то происки…
Показателен пример с Ольгой Пылевой. Первая реакция нашего телевидения – подставили. Но мы уже давно не «империя зла», у итальянцев с нами лучшие отношения, чем с американцами. С австрийцами они просто соседи, однако такой допинговый скандал закатили! Оле просто не повезло, виновных нет. Нечего и искать.
Симптоматична история и с Юлией Чепаловой. Наша девочка на голову ниже своих конкуренток, лыжный марафон заканчивала через «не могу», с болью в ногах. За это бы ей премию в 100.000 баксов дать, такое второе место первого стоит. Но через пять минут после финиша спортивные комментаторы начинают выдвигать версию о сговоре между чешской и польской лыжницами, единственной целью которых было «завалить» россиянку. Если это месть за 45 лет советской оккупации, то мы еще легко отделались! Шучу я так. А вот комментаторы не шутили. Мания величия, или, все-таки, ущербность? Только сильные умеют достойно проигрывать.
Но самый дурдом был с Ириной Слуцкой. Я никогда не обращал внимания на наших фигуристок-одиночниц, память сохранила только фамилию Водорезова. Да и золотом они не баловали. Но, посмотрев по ОРТ фильм об этой дворовой девчонке, с ногами кавалериста Первой Конной и походкой верблюжонка, влюбился в нее раз и навсегда. В хорошем смысле. Это же Лайза Минелли в юности! Упорная, взрывная, характер крутой, настоящий боец. Завидую ее мужу, с такой не соскучишься. И что на ее девичьи плечи свалилось? Страна требовала однозначной победы, «Большого Шлема» в фигурном катании. Как же, мы будем первыми в истории спорта…. Какая же нервная система такой прессинг выдержит? В итоге бронза. Ирина оправдала мою любовь, улыбалась в камеру. Телевизор же взорвался обвинениями в субъективном судействе. Конечно, фигуристы не конькобежцы, здесь не последнюю роль играют пристрастия. Никита Михалков заявляет, что четвертое золото России никогда бы не дали. Дали бы как миленькие, если бы Ира не упала, а уж ее артистизм и автоматизм японки – дело вкуса. Серебро Саши Коэн, конечно, безобразие. С другой стороны, Международная федерация фигурного катания живет на деньги американского телевидения. Ах, у российского телевидения таких денег нет? С новым Законом о рекламе скоро их вообще не будет. Значит, нечего и чирикать. Ирину за падение особо не ругали, по крайней мере, прилюдно. Но на телемосте с Владимиром Соловьевым она сидела между Михалковым и Янковским, которые смотрелись бодигардами. На всякий случай?..
Праздник спорта удался. Не только медалями. Россия удивила всех гостеприимным «Русским домом» с черной икрой до отвала, количеством туристов, красивой формой, небывалой открытостью. Осталось изжить «отдельные недостатки» - перестать считать себя «супер-пупер» на потеху всему миру, искать врагов с упорством Берии, портить нервы болельщикам и спортсменам. Никто и не думал о конькобежной победе среди женщин, а теперь Светлану Журову впору для Плей-боя снимать, с такими-то статями да с золотой медалью. О заключительных воскресных лыжах наши журналисты от расстройства забыли, а Евгений Дементьев привез серебро. О фристайле не вспоминали и, пожалуйста, подарок от Белова – бронза. Потому что не дергали, ребята на победу не заморачивались, все делали от души. Вот и выиграли!
Олимпийские игры стало смотреть еще интересней из-за сюрпризов, все сборные подтянулись, медали получили представители 25 стран. Уже и африканцы на лыжне становятся привычным зрелищем. Так дальше пойдет, и сбудется старый анекдот:
- Когда сборная России станет чемпионом мира футболу?
- Когда сборная Бразилии станет чемпионом по хоккею!
Одно жалко, анекдот этот пока может сбыться только во второй своей части…
Леонид Черток, теперь тоже болельщик