Как сообщили ИА «RUSNORD» в пресс-службе Министерства регионального развития, министр Владимир Яковлев, выступая на совещании, заявил, что первый этап, связанный с подготовкой на федеральном уровне реализации данного проекта, в принципе, завершен.
С принятием 31 декабря Правительством Российской Федерации новой редакции федеральной целевой программы «Жилище» до 2010 года была начата реализация основных направлений национального проекта.
Министр особо подчеркнул, что задачи, поставленные Президентом по реализации Национального проекта, едины для всех уровней власти – федеральной, региональной, муниципальной и для всех субъектов без исключения.
Для практической реализации Национального проекта, в частности ФЦП «Жилище», в конце 2005 – начале 2006 г.г. Правительству России необходимо было дополнительно принять ряд постановлений и распоряжений. На федеральном уровне вся законодательная база сформирована. Осталось принять только 5 постановлений, два из которых уже в Правительстве, по трем заканчивается процедура согласования с некоторыми министерствами и ведомствами. Отсутствие этих постановлений ни коим образом не мешает регионам осуществлять мероприятия по реализации Национального проекта.
Таким образом, сегодня национальный проект уже вступил в стадию практической реализации на всех территориях Российской Федерации на уровне исполнителей.
Владимир Яковлев отметил, что субъектам Российской Федерации следует более активно вести работу по национальному проекту «Доступное жилье».
Во-первых, необходимо заключить соглашения о реализации национального проекта. Для подготовки полноценных документов субъекту следует выйти на целевые показатели: годовой объем ввода жилья, объем выдаваемых ипотечных кредитов, количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, количество предоставленных государственных жилищных сертификатов.
Во-вторых, предоставить на согласование в Минрегион России региональные планы-графики реализации Национального проекта по доступному жилью. На сегодня их сдали 49 субъектов, более половина из которых недоработана. В основном в планах-графиках недостаточно четко определены финансовые, административные, законодательные, организационные, информационные меры, а также меры по повышению платежеспособности населения.
Типовой план-график, разработанный Минрегионом России еще в начале года, разослан по всем субъектам Российской Федерации и размещен на сайте Министерства.
В-третьих, подготовить и направить в Росстрой проекты для участия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». На сегодня подано 209 проектов из 66 субъектов РФ. Говоря объективно, работать можно лишь с десятком проектов. Остальная часть – это «декларации о намерениях», не подкрепленные ни технико-экономическими, ни финансовыми обоснованиями, зачастую даже без определения конечного результата.
В-четвертых, подготовить и направить в Росстрой достоверные списки по отдельным категориям граждан (участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, подлежащих отселению с комплекса «Байконур», беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.) для предоставления им субсидий в форме ГЖС (государственный жилищный сертификат).
6 субъектов Российской Федерации (Республика Коми, Ленинградская область, Таймырский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский автономные округа) предоставили не полную информацию, как правило, только по одной из категорий.
Отдельно Министр выделил 11 регионов (Хабаровский край, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Саха, Ненецкий, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский, Чукотский автономные округа, Мурманская область, Москва и Московская область), которые не предоставили списки по подпрограмме обеспечения жильем молодых семей. Однако, отметим, что в Ненецком округе и так темпы строительства жилья превышают на 300% средние по стране.
Не представлены полные списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из 20 субъектов Федерации (Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской Республик, Республик Коми, Карелия, Башкортостан, Алтай, Бурятия, Тыва; Калининградской, Самарской, Челябинской, Иркутской, Сахалинской, Ленинградской области и Санкт-Петербурга; Ханты-Мансийского, Таймырского, Эвенкийского, Чукотского автономных округов). Между тем, в 47 субъектов, своевременно подготовивших все необходимые документы, с начала года уже перечислено 510 млн. рублей.
Кроме того, в самое ближайшее время субъекты должны представить в Минрегион России первую квартальную отчетность по реализации Национального проекта. Типовая инструкция о составлении и предоставлении такой отчетности была одобрена в феврале этого года Президиумом Совета по реализации национальных проектов при Президенте Российской Федерации и направлена в субъекты для работы. Первые итоги будут подведены на ближайшем заседании Президиума 28 апреля.
Можно назвать некоторые субъекты Российской Федерации, где имеются наиболее проработанные проекты. Среди них можно назвать Самарскую область, Новосибирскую область, Краснодарский край. Плохо проработали проекты Курская и Псковская области, Республика Марий Эл. Работы по территориальному планированию наиболее полно проведены в Чувашской Республике, Тюменской области, Хабаровском крае. Плохо обстоят дела в этом отношении в Архангельской, Мурманской, Камчатской области, Алтайском крае, Туве, Калмыкии.
Министр подчеркнул, что изначально все субъекты Федерации находились в одинаковых условиях, все начали работу одновременно, но некоторые пошли вперед очень быстро, понимая, что можно действовать самостоятельно, выдвигать идеи, учитывающие специфику конкретных субъектов, а другие – нет.
Что касается федерального финансирования в рамках инфраструктурных подпрограмм ФЦП «Жилище», то средства будут выделяться субъектам Российской Федерации только под абсолютно «прозрачные» проекты, цели которых коррелируются с целями Национального проекта по доступному жилью.
Все расходы по проекту в федеральном бюджете-2006 заложены. В частности, по ГЖС перечисление средств уже производится с начала года. На сегодняшний день уже оплачено сертификатов на сумму 3,5 млрд. рублей.
Все нормативно-правовые акты, методики, инструкции, приказы и пр., необходимые для реализации национального проекта по доступному жилью, разработанные Минрегионом России и Росстроем, в виде проектов или итоговых документов постоянно рассылаются по субъектам.
Этот факт заставляет считать, что в субъектах Российской Федерации недостаточно понимание всей меры ответственности за реализацию национального проекта. Он призван создать условия для развития всей отрасли строительства доступного жилья.
«Существует древняя восточная мудрость: «Хочешь один раз накормить человека – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его ловить рыбу». И никто не говорит, что учиться легко», - заявил Владимир Яковлев. «Наша главная задача – создать институциональные условия, стимулирующие ускоренное развитие эффективного рынка жилья и коммунальных услуг. Установить для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бизнеса прозрачные и понятные правила работы в этой сфере. Стимулировать жилищное строительство в регионах и развитие массовой жилищной ипотеки. В этом и заключается основная идея приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», - подчеркнул министр.
И роль субъектов в этом процессе крайне велика и ответственна. Именно от глав субъектов и их команд зависит успех реализации национального проекта по доступному жилью. В первую очередь, от их инициативности, работоспособности, профессионализма и умения принимать верные решения.