Проект закона «Об упорядочении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» еще до внесения в Собрание сопровождали многочисленные (иногда – невероятные) слухи. Говорили даже, что окружные власти собираются ввести «сухой закон».
В действительности документ оказался не столь сенсационным. Прежде всего, он направлен на выполнение одноименного федерального закона № 102-ФЗ. В частности, устанавливает полномочия органов государственной власти НАО в сфере оборота алкоголя, требования к торговым организациям, временнЫе ограничения розничной продажи, определяет места, в которых торговля спиртным запрещена.
Комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении, а затем тщательно доработать его на рабочих группах. «Он не «сухой», он сейчас очень сырой», - прозвучала реплика на заседании. Председатель Собрания Игорь Кошин заявил: «Округу нужен закон, который наведет в торговле алкоголем порядок, и при этом не вызовет потрясений в обществе. Здесь не обойтись без обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. А мы сегодня выясняем, что никто не поинтересовался мнением торгующих организаций. Необходимо, чтобы в работе над законопроектом участвовали и муниципальные образования».
Заместитель председателя Иван Ледков рекомендовал рассмотреть вопрос о возможности делегировании ряда полномочий органам местного самоуправления. Ведь в каждом селе – своя специфика. И в размещении торгующих организаций, и в режиме продажи спиртных напитков.
Участники комитета обсуждали два варианта рекомендаций для сессии: принять законопроект за основу (тогда его должен дорабатывать разработчик – администрация округа), или в первом чтении (в этом случае проект дорабатывается в Собрании). По словам депутата Анатолия Мяндина, «сейчас мы ограничены во времени. Закон должен вступить в силу с 1 июля. Если бы разработчики внесли проект в феврале-марте (для этого у них были все возможности), можно было бы предложить доработать его им самим. Но сейчас контролировать процесс должно Собрание».
Комитет определил, что в рабочей группе Собрание будут представлять 5 депутатов. Кроме парламентариев, в нее войдут представители администрации округа, муниципальных образований. При необходимости участие в обсуждении примут предприниматели и другие заинтересованные лица.
Приоритетом для Уполномоченного по правам человека в НАО будет защита интересов детей
Комитет рекомендовал принять в первом чтении законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в НАО». Его внесли депутаты Виктор Фомин, Сергей Свиридов и Григорий Филиппов.
Законопроект стал плодом законотворческого сотрудничества депутатов и представителей администрации НАО. Он соединил в себе положения двух проектов: «Об уполномоченном по правам человека», разработанного аппаратом администрации, и «Об уполномоченном по правам ребенка», который был внесен группой депутатов.
Законопроект определяет, что в число восьми основных задач Уполномоченного по правам человека входит «обеспечение… защиты прав, свобод и законных интересов ребенка». Более того, защита интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации названа в документе «приоритетом в деятельности Уполномоченного».
Для подготовки законопроекта к принятию в окончательном чтении будет создана рабочая группа. Ей предстоит, в частности, определить штат аппарата Уполномоченного и рассчитать расходы на его содержание.
Право на приватизацию жилья необходимо продлить на год. Депутаты НАО поддерживают законодательные инициативы российских регионов.
Комитет рекомендовал сессии Собрания поддержать два проекта федеральных законов, разработанных законодателями российских регионов. Один из них внесло Псковское областное Собрание. Оно предлагает оставить в силе гарантии на получение занимаемого жилья в собственность до 1 января 2008 года. Действующее законодательство позволяет сделать это только до 1 января 2007 года. Между тем, органы государственной регистрации физически не успевают провести необходимые процедуры для всех желающих приватизировать жилье. Об этом пишут псковские депутаты, похожая ситуация – и в Ненецком автомноном округе, - говорили участники комитета по законодательству.
Вторая законодательная инициатива, рекомендованная к поддержке Собранием НАО, принадлежит Думе Хабаровского края. Дальневосточники предлагают изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Наделить органы МСУ полномочиями на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Отсутствие таких полномочий нарушает сложившийся порядок градостроительного процесса. Кроме того, по мнению хабаровских законодателей, это заставляет противоречить друг другу упомянутый Федеральный закон и Градостроительный кодекс РФ. Последний документ относит выдачу разрешений на строительство и ввод объектов к компетенции местного самоуправления.
Представитель администрации НАО в Собрании сообщил, что исполнительная власть округа, со своей стороны, также официально сообщит о поддержке двух законопроектов. Поскольку они важны и для жителей Ненецкого автономного округа
Пресс-служба Собрания депутатов НАО