А таких, как выяснилось, больше трети населения, и именно эта категория работников сегодня стала самой социально незащищенной. Каковы реальные потери «долларовых» россиян, посчитали «НИ».
Долгое время все были уверены: если зарплата привязана к доллару, это очень хорошо – «твердая» валюта не подведет и надежно защитит заработанные средства. Не в пример постоянно дешевеющим рублям «зеленые» действительно сохраняли покупательную способность. Сегодня ситуация резко изменилась: валютная зарплата превратилась в синоним постоянных финансовых потерь. Причем теряет ее обладатель дважды. Сначала на обменном курсе – за каждую долларовую сотню рублей получается все меньше, а потом на инфляции, которая эти самые рубли тоже на глазах обесценивает.
И касается эта проблема очень многих людей. Недавно международная консалтинговая компания Ernst & Young провела в России опрос отечественных и иностранных работодателей. Выяснилось, что в этом году 35% устанавливают зарплату для всех сотрудников в иностранной валюте. Год назад таких было вообще более половины, если точно – 52%. С точки зрения закона, тут все в порядке. Юрисконсульт кадровой компании АНКОР Анна Сурилова рассказала «НИ»: «Формально в Трудовом кодексе РФ нет прямого указания на запрет установления зарплаты в долларах, но есть пункт, касающийся формы выплаты зарплаты. В статье 131 ТК записано, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). Поэтому компании в договоре прописывают зарплату в долларах, а платежи проводят по курсу в рублях».
Сначала посчитаем курсовые потери. Если проследить динамику с января 2003 года по сегодняшний день, то можно увидеть, что доллар демонстрирует стойкую тенденцию к падению. Всплески случались, но редко и общей картины они не меняли. Для работника, получающего зарплату в долларах, в их рублевом эквиваленте или хранящего сбережения в этой валюте, это означает только одно: вместе с курсом стремительно уменьшаются и его доходы. Например, только за 2 последних года зарплата в 1 тыс. долларов, если просто перевести ее в рубли, упала с 29,25 до 27,04 тыс. И если предположить, что за это время заработок не поднимали, составили 2210 руб.
Если бы все кончалось только этим… За то же время выросли цены практически на все категории товаров. Все, что нужно человеку в жизни, просчитать сложно. Однако для наглядности мы выбрали четыре статьи расходов, без которых обойтись не может никто: еда, одежда, минимум развлечений и, разумеется, жилье. На еде мы решили сильно сэкономить, поэтому учитывали лишь минимальный набор продуктов питания. Из одежды выбрали то, без чего на работу ходить сложно, – мужской недорогой шерстяной или полушерстяной костюм. Развлечения ограничили походом в кино, жилье – квартплатой. При этом решили, что наш условный работник получает в месяц 500 долларов. Потери, как оказалось, измеряются не десятками процентов, они упали в разы.
Итак, если измерять полученные полтысячи «зеленых» билетами в кино, то их с учетом курсовой разницы и инфляции на эти деньги можно купить сегодня в 3 раза меньше, чем 3 года назад. Если мужскими костюмами – также в 3 раза, а продуктовыми наборами – почти в 2 раза. Посчитав рост тарифов ЖКХ с учетом потерявшего в весе доллара, мы обнаружили, что счастливый обладатель валютной зарплаты стал платить этих самых долларов за «коммуналку» в 2,5 раза больше.
Таким образом, на сегодняшний день работники с зарплатами, установленными в долларах, – это, пожалуй, единственная социальная группа, чьи реальные доходы постоянно сокращаются. Если рублевые пенсии и зарплаты государство или работодатель время от времени считает необходимым индексировать, чтобы сгладить последствия инфляции, то «долларовых» заработков это касается крайне редко.
Прямого нарушения законодательства, повторяем, тут нет, однако ущемление прав работника налицо. «Выполняя одну и ту же функцию, работая в одной и той же должности, сотрудник получает все время разную зарплату, то есть его доход зависит не от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Нарушается принцип «оплата по труду», и это может вызвать непонимание и возмущение персонала, особенно когда курс резко падает. Некоторые компании пытаются с этим бороться, устанавливая так называемый внутренний курс. Но тогда может быть обратная ситуация: когда «внешний» курс растет, сотрудники получают заниженную зарплату», – оценивает ситуацию Анна Сурилова.
Юрист Юрий Добронравов считает, что с такой проблемой можно даже обращаться в суд: «Падение курса приводит к снижению зарплаты работника, а при отсутствии с его стороны виновных действий зарплата не должна падать. Поэтому можно обжаловать дело в суде и, думаю, оно будет выигрышное. Можно обязать работодателя выплачивать зарплату в рублях по тому курсу, который установлен на момент заключения договора». С другой стороны, по словам г-на Добронравова, есть и обратная сторона медали: если бы курс доллара рос, работники были бы только этому рады. Поэтому ситуация весьма конъюнктурная.
Заметим, что по Трудовому кодексу зарплата не только не может падать, но должна расти адекватно росту цен в стране. Статья 134 ТК прямо говорит, что «обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги». Однако на практике, по данным кадрового агентства АНКОР, каждый пятый работодатель закон не исполняет и ничего своим работникам не индексирует.
Основная причина, по экспертным оценкам, в том, что по тому же закону во внебюджетных организациях индексация должна производиться «в порядке, установленном коллективным договором». Но коллективные договоры в российских компаниях редкость, а зарплата повышается настолько, насколько может себе это позволить работодатель и насколько от него этого требует рынок труда. При этом курс доллара или рублевая инфляция является для него далеко не первостепенным ориентиром.
По материалам «Новых Известий»
фото "НИ"