Может быть, пора взглянуть на карту северного, а не восточного полушария? Тем более что для этого есть исторические предпосылки – в течение трех веков Русский Север был тесно связан так называемой «Поморской торговлей» с Норвегией (которая сегодня является одним из наиболее активных участников в политической жизни Арктического региона).
Если мы подолгу не вспоминаем, что входим в «Арктическую восьмерку», то наши соседи об этом никогда не забывают. И для этого у них есть серьезные основания. Так, например, государственный секретарь Норвегии Лив Моника Стубхольт, выступая с докладом «Крайний Север: стратегический фокус для Норвегии» на конференции в Оттаве 11 мая сего года, никак не могла забыть о «великом восточном соседе», несмотря на то, что в целом и конференция, и доклад были посвящены сотрудничеству с Канадой.
Доклад заслуживает особого внимания, т.к. в нем обозначены перспективы дальнейшего развития Приполярного региона. На сегодняшний день приоритетными вопросами являются энергетическая безопасность, рациональное использование природных ресурсов, а также изменение климата. Первые два вопроса, как минимум, взаимосвязаны, если не являются двумя сторонами одной медали (по крайней мере, с точки зрения Запада). Третий заслуживает особого внимания, т.к. речь идет не только и не столько о глобальном потеплении и угрозе очередного «Великого потопа» в результате таяния Арктических и Антарктических льдов.
Проблема энергоресурсов весьма актуальна и для России, и для Норвегии (которая занимает третье место по экспорту нефти). В докладе госсекретаря Норвегии подчеркивается, что, по оценкам экспертов, потребность мира в энергетике к 2030 г. возрастет на 60%, и что уже сегодня надежды Запада связаны с нефтегазовыми запасами Арктики и, в первую очередь, Баренцева моря. Многострадальное Штокмановское месторождение, естественно, не осталось без внимания. Вообще Запад внимательно следит за российскими энергоресурсами. Мало того, что в освоении Штокмана будут принимать участие крупнейшие норвежские компании «Статойл» и «Норск Гидро», так о договоренности о поставках газа с этого месторождения заявил министр-советник канадского посольства во время своей лекции в ПГУ (Архангельск).
Переход от вопросов энергетики к проблеме рационального использования природных ресурсов был фактически незаметен. В Скандинавии, и особенно в Норвегии, вопросам экологии традиционно уделяется особое внимание, и на этот раз данный вопрос не был обойден вниманием. Норвежское правительство подготовило специальный план экологически рациональной эксплуатации ресурсов Норвежской части Баренцева моря. Но, т.к. ни для загрязнений, ни для ресурсов государственные границы не препятствие, необходимо развивать сотрудничество в сфере экологической безопасности с Россией.
Легко понять озабоченность норвежцев: рыболовство до сих пор занимает одно из первых мест в структуре их национальной экономики. Но с их стороны наивно полагать, что сегодня Россия в состоянии модернизировать нефтегазовую отрасль и выйти на европейский уровень экологической безопасности. Дело не только в экономических трудностях и заинтересованности определенных кругов в западных «подачках» на экологические нужды. Пока мы сами не осознаем необходимость рациональной эксплуатации ресурсов, невозможно будет ничего добиться. А знаменитое «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» как-то не способствует оптимистическому настрою.
Но вернемся к докладу госпожи Лив Моники Стубхольт. В её выступлении содержалась хорошо замаскированная угроза в сторону России, скорее всего, норвежцы еще не оправились от инцидента с «Электроном». В докладе ненавязчиво говорилось, что угрозу для рыбных ресурсов представляет браконьерство и что необходимо международное сотрудничество в борьбе с этим злом. Иначе, в связи с большими объемами «нелегально вылавливаемой рыбы», придется сокращать объемы добычи для «официального» рыболовства. Угадайте за счет кого …
Николай Данилов
Коллаж Михаила Боровова