Большинство наших предприятий еще не испытало реального пресса конкуренции. Вступление России в ВТО означает, что наши бизнесмены примут те правила игры, которые диктует мировой рынок. На сегодня только три тысячи российских предприятий сертифицированы в соответствии с международными стандартами. Например, в Венгрии таких предприятий в два раза больше.
Это одна из основных причин неконкурентоспособности наших производителей, которые проигрывают тендеры и теряют выгодные заказы.
«В Архангельской области только крупные лесоперерабатывающие предприятия сертифицировались в соответствии с международными стандартами качества, в частности, АЦБК и СЦБК. Что касается других предприятий, выходящих на международный рынок, то здесь еще много проблем. Например, к траловому флоту европейское сообщество предъявляет жесткое требование – иметь международный сертификат безопасности для выпуска пищевой промышленности. Наши рыболовецкие суда уже не пускают в европейские порты без наличия этого сертификата, и российские рыбаки вынужденно продают рыбу по цене в два раза ниже, чем европейские страны. Разве это не дискриминация? Но нужно понимать, почему так происходит», – сказал в беседе с корреспондентом ИА «RUSNORD» эксперт-консультант по вопросам сертификации по нормам ИСО Виктор Костромин.
Выступая перед архангельскими бизнесменами, Виктор Костромин привел пример из своей практики в Архангельске; совсем недавно крупная строительно-монтажная компания проиграла международный тендер только по одной причине – из-за отсутствия системы управления, сертифицированной по стандартом ИСО.
Наличие международного сертификата становится актуальным и для предприятий, работающих на внутреннем рынке.
«Мэр Москвы Юрий Лужков в свое время издал распоряжение, что будет работать только с теми строительными организациями, которые имеют сертификат ИСО. И это понятно, ведь Лужков – заказчик, он хочет работать с лучшими. И ничего незаконного в его действиях нет. Например, в Волгограде немцы хотели строить три танкера, но вынуждены были заморозить контракт опять таки из-за отсутствия у нашего предприятия сертификата ИСО. Это стало уроком для руководства волгогрдаского завода, и они сертифицировались уже через полгода», – сказал Виктор Костромин.