Вспоминал, как весной 2005 года пригласили меня в прямой эфир радиостанции «Поморье» поговорить о перспективах Архангельской области в свете прихода нового губернатора. Тогда уже было ясно, что дни моей работы в департаменте информации сочтены, поэтому не счел нужным сдерживаться. Картина получилась не очень радостная. И так было ясно, что у области масса проблем, а тут приходит команда…. Какая? Кто заменит финансиста Рубан, открывающую дверь любого кремлевского кабинета, стратега Коломенцева, чьим знаниям и проницательности я поражался все два года работы при областной власти, или пиарщика Ковалева, который всех знал, и которого все знали? Неужели найдутся такие специалисты на небольшом даже по местным меркам предприятии? А если нет, кого ждём? Всё это я вывалил в уши радиослушателей, даже сам расстроился.
- Ладно, Черток, не грусти. Может, еще обойдется, - ободряюще потрепала меня по плечу кругленькая редактор, более известная в народе как секс-символ Торговой сети «Дом».
Когда это у нас обходилось? С того самого момента в областной администрации началась кадровая чехарда, лица меняются как в калейдоскопе. А ведь именно эти люди отвечают за стратегию в области, сами исполнители на местах сидят. Слушал я сегодняшнее послание к областному собранию и вспоминал прошлогоднее. Явно другие люди писали. И акценты не те, и энтузиазма поубавилось. Не только в тексте, в самом облике губернаторском. Год назад я его похвалил за складный слог, бодрый взгляд и драматически оправданные паузы. Сегодня перед нами снова пономарь времен инаугурации. Неужели его чем-то Клебанов расстроил? Мэр Донской, тот наоборот, раздухарился. Нет уж, Илья Иосифович, если так, то лучше пусть всё остаётся на своих местах! Нам здесь жить, не вам…
О чем говорил год назад губернатор? О том, что начал или наметил его предшественник, Анатолий Ефремов. Именно это дало мне право сделать вывод о несамостоятельности не только Киселева, но и его команды в целом. Основными тезисами были: учить, лечить и защищать. Прошел год, и как? Судите сами, кому как повезло, я всегда говорил, что советское время хвалят те, кто был тогда в фаворе, и наоборот. Но по общему тону послания можно было сделать вывод, что не только от Кремля помощи ждем, еще и сами с усами…
О чем говорил губернатор сегодня? Нет смысла приводить цифры и пересказывать текст, этим займутся те, кто непосредственно был в «тронном зале», опишу только общее впечатление. Сначала я удивился и даже приободрился, узнав, что по росту валового продукта мы опережаем Россию в целом. Хотя и хорошо знаю, многое зависит от того, КАК считать. Но потом успокоился, глава области замогильным голосом начал описывать наши сложности и неудачи. Несколько раз в его речи прозвучал тот непреложный факт, что без помощи федерального центра нам просто не выжить. И это хорошо, раньше любые успехи в национальных приоритетах выдавались за свои собственные, а не за счет роста мировых цен на нефть. Сегодня у России есть свои национальные проекты. Один мы уже с успехом заваливаем, по информации вице-спикера Таскаева за год в области построен 1 (ОДИН) «доступный» дом. Николай Иванович больше налегал на областную программу «Ветхое жильё», звучали миллионы. У меня есть знакомые, которые живут в историческом центре Архангельска в покосившихся деревяшках и ходят в баню не только под Новый год. Ни о каком переселении они слыхом не слыхивали. Может, упомянутые миллионы пошли на составление очередной документации? Так и надо говорить, а то люди уже чемоданы пакуют. В здравоохранении и образовании не так все плохо, это еще Клебанов отметил. А сравнить с прошлым годом? Не прозвучало. Еще есть развитие агропромышленного комплекса. О проблемах и сложностях губернатор говорил, уткнувшись в бумаги. И это хорошо, значит, совесть еще осталась. Сложно прямо смотреть в глаза своим гражданам, когда лично загубил родное сельское хозяйство, подписав с Вологодской областью договор о приоритетных поставках сельхозпродукции.
И еще об экономике. Губернатор сказал о ЛПК, который оказался ниже всякой критики, какие-то успехи есть только у бумажников. Нужно полное техническое перевооружение отрасли, надежды опять на федеральный центр. А вот показательно: в области зашевелилось добыча природно-минерального сырья. О месторождение поморских алмазов говорится быстро и вскользь, даже работники «Североалмаза» в приватных беседах перед фразой «будем добывать алмазы» стали ставить слово «если». Николай Киселев упомянул месторождения бокситов и гипса. Первым занимается «Ачинский глиноземный комбинат», чья штаб-квартира в ста километрах от Красноярска, на гипсе деньги делает фирма, тоже не имеющая отношения к Архангельской области. Интересно получается, президент в Коми в присутствии нашего губернатора «вливал» всем и каждому за то, что свой лес обработать толком не могут, а тут даже добычу своего сырья в руки варягов отдали. Ах, они налоги платить будут? Позвольте узнать, с чего? Тонна только что добытого сырья, поди, копейки стоит. Вот бы Путину об этом прознать…
Еще одна идея – очередное развитие туризма. Тут и Соловки, и Малые Корелы, и…. Все остальное нужно строить и вкладываться. Губернатор говорил о мини-гостиницах и туристических деревнях. Вот под это Центр денег точно не даст, такие проекты входят в сферу малого бизнеса. А этот бизнес неблагодарный только и знает, что ворчать о давно загубленной областной программе поддержки. Без нее никуда, подобные проекты отбиваются не за год, и не за два, ни один банк кредита не даст. Да и малорентабелен он, подобный туризм. Нет у нас ни гейзеров, ни вулканов, ни оленьих упряжек, ни чумов. Чем народ завлекать будем? Однако губернатор настаивает – «иного нам не дано». Дело в том, что он надеется перепрофилировать безработное сельское население (напоминаю, продовольствие к нам из другой области идёт) в сферу обслуживания. Да вы, батенька, фантаст, у гордых поморов несколько другая ментальность, чем у жителей острова Бали, они вас просто не поймут.
В этот раз губернатор скромно умолчал о взаимодействии власти и прессы, в прошлом послании вопросу был посвящен отдельный абзац. Любви не вышло, депутаты урезали бюджет «министерства правды». Денег хватает разве что на «Волну» и «Правду Севера», остальных даже на знаковые пресс-конференции не приглашают. Так зачем о нас, мерзавцах неблагодарных, говорить? Николай Иванович по жизни человек скромный, страна его в лицо не знает. Может и хорошо, ну её, эту известность, особенно в свете последних событий. Зато он вспомнил о спорте, даже произнес единственный за 45-минутный спич афоризм: «Аптека не продлит века». Помянул лыжный стадион в Корелах и плавательный комплекс в Архангельске, который будет строиться, естес-с-сно, на федеральные деньги. Что-то сказал о «спортивных соревнованиях самого высоко уровня». О чем это вы, Николай Иванович, наш «Водник» вашими трудами уже год, как в Москве играет. Ох, что-то я к мелочам стал придираться, пора заканчивать…
Вы спросите, а что ты, собственно, ждал от ежегодного послания? Видите ли, я по натуре идеалист, и уже два года жду от Николая Киселева знаменитой ельцинской фразы: «Я устал, я ухожу!». Скотина я неблагодарная, ведь в конце речи губернатор посвятил мне несколько теплых слов. Как не слышали?! А к кому относились слова: «Благодарю за активную позицию в жизни области»?
Пожалуйста, Николай Иванович, непременно оправдаю…
Неравнодушный Леонид Черток
Фото Николая Гернета