«Каждые 20 минут погибают мечты, обещания и таланты еще одного американца, оставляя его семью и друзей страдать», — сказала директор DEA.
Уровень наркомании в США традиционно является высоким, но общественное мнение до середины восьмидесятых годов XX века не проявляло особой обеспокоенности ситуацией.
В 1988 году ведущая газета Америки «Нью-Йорк Таймс» опубликовало первую серию статей, посвященной этой проблеме. Примеру «Таймс» последовали другие газеты и журналы, и количество материалов о проблеме наркомании стало стремительно возрастать. На следующий год журнал «Ньюсвик» уже уверенно называл ее «проблемой десятилетия». В результате озабоченность общественности проблемой наркомании возросла скачкообразно: если в 1988 году наркоманию считали самой серьезной проблемой Америки 9% участников общенационального опроса, то в 1989 году так думали уже 63%. Затем интерес СМИ к проблеме угас; они перестали ее освещать, и в результате, по итогам опроса 1990 года, эту проблему считали наиболее серьезной только 4% опрошенных. Между тем, реальная ситуация все это время в США оставалась неизменной: уровень потребления наркотиков был стабильно высоким.
«Это означает, что перед нами типичный случай эффекта «повестки дня», установленной средствами массовой информации», – считает начальник отдела межведомственного взаимодействия в сере профилактики, информации и общественных связей Управления ФСНК по СЗФО Игорь Лосев.
Кто и зачем в Америке пытается поставить в повестку дня «общественных переживаний» проблему наркотиков?
Старейший американский писатель и публицист Гор Видал обращает внимание на провал попыток запретить алкоголь в США в 1919 по 1933 год.
«Волна преступности, которую вызвал к жизни «сухой закон», очень похожа на сегодняшнюю, поскольку и Управление по борьбе с наркотиками, и мафия равно заинтересованы в строгих законах против продажи и употребления наркотиков. Если наркотики будут продаваться по твердой цене, то это никому не принесет прибыли. Американцы в такой же степени привержены идее греха и воздаяния, как и зарабатыванию денег, а борьба с наркотиками столь же большой бизнес, как и их распространение, – заявил Гор Видал в своей статье, опубликованной в «Вэнити Фэйр».
Этот же автор еще в 1970 году в «Нью-Йорк Таймс» выразил самое радикальное замечание по поводу государственной политики «войны с наркотиками»: «Наркомании в Соединенных Штатах можно положить конец в самое короткое время. Достаточно сделать наркотики доступными и продавать по твердой цене. Снабдить каждый наркотик ярлыком с точным описанием действия – положительного или отрицательного – на человека. Это потребует героической честности, – подчеркивает Гор Виланд. – Не говорите, что марихуана вызывает привыкание или опасна, – то и другое не соответствует истине, что хорошо известно миллионам людей, в отличие от наркотика «спид», убивающего самым жестоким образом, или героина, который формирует зависимость, от которой трудно избавиться. Наряду с призывами покончить с наркотиками и предупреждениями об их вреде, нашим гражданам было бы полезно вспомнить, что каждый человек имеет право делать со своей жизнью все, что ему угодно, пока он не мешает своим ближним стремиться к счастью. Тот факт, что представление ближнего о счастье зачастую сводится к преследованию других людей, несколько путает дело».
В 1989 году бывший наркобарон и завсегдатай телевизионных ток-шоу на американском телевидение Уильям Беннет предложил де-юре и де-факто пренебрегать Законом о неприкосновенности личности в делах, связанных с наркотиками.
По идее Беннета и подобных ему, чрезвычайное положение настолько серьезно, что Америка не может себе позволить такие вольности, как неприкосновенность личности и должная правовая процедура.
В то же время, письмо, критикующее войну против наркотиков, в 1998 году подписал целый ряд известных американских деятелей, в том числе, бывший госсекретарь США, несколько сенаторов, бывший премьер-министр Нидерландов, бывшие президенты Боливии и Колумбии, трое американских федеральных судей, религиозные деятели высокого ранга, бывшие офицеры подразделений по борьбе с наркотиками.
В последнее время международные эксперты все настойчивей говорят о неэффективности и даже контрпродуктивности стратегии по борьбе с производством и незаконным оборотом наркотиков, реализуемой в настоящее время США и под их влиянием ООН.
Например, известный американский исследователь Альфред МакКой считает, что единственное к чему привели 30-летние усилия США и ООН, это перемещение производства героина вперед-назад по Азии и коки вверх-вниз по Андам в Латинской Америке, причем с возрастанием объемов производства и расширением нелегального рынка наркотиков при каждом развороте.
В общей сложности за 30 лет США провели пять «наркотических войн» с использованием армейских частей, сил авиации, ВМС и Береговой охраны, которые обошлись в сумму не менее 150 млрд. долларов. И что же? Мировое производство опиума выросло в шесть раз с 1 тыс. тонн в 1970 г. до 5-6 тыс. тонн в настоящее время.
Одновременно за тот же период количество потребителей героина в США увеличилось с 68 тыс. человек до более чем 1 млн. Кроме того, несмотря на совместные усилия США и правительств ряда латиноамериканских стран (Мексики, Боливии, Колумбии, Панамы и др.) ежегодное производство коки в Андах выросло в два раза (до более 600 тыс. тонн).
В 90-е годы XX века наркосиндикаты набрали такое политическое влияние в Колумбии, Мьянме, Афганистане и Пакистане, что смогли поставить своих людей на важные посты в местных правоохранительных структурах, парализовать национальные антинаркотические агентства и фактически захватить власть в целых регионах. С другой стороны, преподносимые порой в Вашингтоне и Нью-Йорке, как большой успех, локальные достижения в борьбе с производством наркотиков на деле порождают еще больше проблем.
Алексей Герасимов
Санкт-Петербург - Архангельск
На фото - глава американского антинаркотического ведомства (Drug Enforcement Administration – DEA) Карен Тэнди.