21 июня на сессии Архангельского областного Собрания, депутаты во втором чтении приняли всего 6 из 28 предложенных поправок в областной закон «Об отзыве выборных должностных лиц». Как рассказал ИА «RUSNORD» председатель облизбиркома, достаточно много поправок внес мэр Архангельска Александр Донской. В том числе на депутатской комиссии две поправки были даже первоначально рекомендованы. Но мы, как разработчики проекта закона, были против, и правовое управление Облсобрания нас в этом поддержало.
В частности не прошла поправка мэра, которая исключала участие в этом процессе само муниципальное образование. В Уставах МО должны содержаться нормы, которые регулируют порядок отзыва депутатов или выборных должностных лиц. Александр Донской предложил этот пункт из закона убрать, и оставить все регулирование вопроса на областном или федеральном уровне. «Мы считаем, что это существенно ущемляет права местного самоуправления, - заявил Александр Яшков. - В Уставе МО должны быть заложены основания отзыва. В частности ряд документов, которые заложены в областном законе, могут еще регулироваться и Уставом МО. Мы говорим, что основанием для отзыва должны быть некие противоправные действия, притом, подкрепленные судебным решением. Но мы не говорим, что в те муниципальные комиссии, которые будут заниматься вопросом по отзыву должны быть предоставлены решения суда. Это может предполагать Устав. Может быть потребуются еще какие-то документы, которые подтвердят противоправные действия отзываемого должностного лица».
Вторая мэрская инициатива, с которой депутатская комиссия предварительно согласилась, но избирком посчитал ее не совсем правомерной - это обязательство взыскать расходы избирательной комиссии с инициативной группы, если она после начала процедуры передумает отзывать выборное должностное лицо. «Но, согласно закону о референдумах МО, никаких подобных санкций для инициативных групп не предусмотрено, - говорит Яшков. - Поэтому введение дополнительных обременений и в случае отзыва не обоснованно. Здесь получилась бы явная нестыковка с федеральным законодательством».
Третья принципиальная поправка, внесенная мэром — это исключить из субъектов инициативы по отзыву выборных должностных лиц избирательные объединения. А это все партии, их региональные объединения и общественные организации, которые могут принимать участие в выборах. Донской мотивировал это положением 131 закона "о местном самоуправлении", согласно которому правом отзыва должны пользоваться граждане. «Я бы не хотел комментировать позицию мэрии, - заявил ИА «RUSNORD» Александр Яшков, - но явное лукавство в этом вопросе прослеживается. В других поправках они ссылаются на закон о местном референдуме, здесь же про него полностью «забывают». Я считаю, что надо пользоваться нормами обоих этих законов, и не лишать партии права на отзыв выборных должностных лиц».
Однако, по словам Александра Георгиевича, даже после вступления в силу нового закона об отзыве выборных должностных лиц местного самоуправления, воспользоваться им будет исключительно сложно. «Каков бы ни был областной закон, он не должен противоречить 131 ФЗ, - говорит председатель облизбиркома. – А там очень жестко определено, какие результаты референдума об отзыве считать достаточными. В голосовании должны принять не менее 50 списочной численности избирателей, и проголосовать за отставку должны те же самые не менее 50% списочной численности избирателей. Обращаю внимание: не тех, кто пришел на выборы, а, именно, списочной численности. Сейчас в Архангельске зарегистрировано около 190 тысяч избирателей. То есть для отставки, допустим мэра, должны проголосовать «за» не менее 95 тысяч человек. Но это даже теоретически не реально! Такого голосования у нас не бывало даже на выборах президента!».
Как заявил ИА «RUSNORD» Александр Яшков, в 131 закон в этой части надо вносить поправки. Вполне разумно, если для отзыва будет достаточно большее количество голосов избирателей, чем голосовали «за избрание». Но, по мнению Яшкова, внесение изменений в 131 закон на деле проблематично. «Пока все выборные законы, которые принимаются Госдумой, инициируются президентом. Хотя, теоретически законодательной интцтативой владеют многие. Надо понимать, что депутаты, когда принимали 131 закон, тоже о чем-то думали. Значит, какая-то логика была. Кто-то пролоббировал интересы муниципалов», - подытожил Александр Яшков.