В десяти минутах от дома был огромный гастроном. Конечно, там было очень интересно и пахло колбасой. Вот только такой свежей сметаны в маленьких смешных бочонках и горячих бубликов никогда не было. Зато было много народу, раздраженных продавцов и ругани. Детей там было мало, все-таки через три улицы переходить.
Потом мы переехали в новостройки. Там были большие и красивые универсамы, в них иногда бывали продукты. Но до них несколько остановок на автобусе. И добрую тетю-молочницу я больше не встречал. А так хочется познакомить с ней своего маленького сына…
В Америке меня убили супермаркеты. Я догадывался, что там хорошо питаются, но не до такой же степени. Вот только американцы, особенно в крупных городах, посещают их не чаще одного раза в неделю. В остальные дни они ходят в симпатичные магазинчики по соседству. Там нет лобстеров и тридцати сортов фаршированных оливок. Зато можно купить себе продукты на ужин, а заодно пообщаться с соседями. Продавец всегда улыбчив, он знает ваши вкусы и дату рождения, что очень немало в наш урбанистический век. Не верьте сказкам про каменные джунгли с волчьими законами, это советская пропаганда. Разумное общество само выбирает форму обслуживания, главное, чтобы чиновники ему в этом не мешали.
Архангельскую область традиционно считают лесной. Действительно, куда ни глянь, сплошные ЦБК и лесозаводы, им почет и известность. Только интересная экономика получается: перерабатывающие предприятия области дают в бюджет налоговых отчислений 9.9 копеек с рубля, а предприятия ЛПК только 3.1 копейки. Департамент агропромышленного комплекса области им завидует, поэтому постоянно предлагает снять все имеющиеся налоговые льготы. Было бы логично, если губернатор, сам бывший переработчик молока, стукнул кулаком и приструнил зарвавшихся подчиненных. Но он помалкивает. В памяти всплывает приснопамятный договор о поставках сельхозпродукции из Вологодской области, о котором и писать уже надоело. Да, я утверждал и буду утверждать, что в нашем климате сельским хозяйством заниматься сложно. Но и соседние скандинавы не в тропиках живут, а у них в этом бизнесе задействовано до 50 процентов населения, и все - за счет государственных дотаций. У нас же у предприятий, платящих в местный бюджет самые большие и «быстрые» деньги, последнее пытаются отобрать. Нонсенс, как и многое другое в нашей стране…
Но дело не только в льготах и дотациях. Вы обращали внимание, чья продукция продается в гипермаркетах класса «Премьер» или «Сигма»? В глаза бросаются красочные обертки с латинскими буквами. Ничего удивительного, это магазины из разряда недешевых, закупающие товар у лучших российских и мировых производителей, туда очень приятно заезжать в канун праздников. Но свежие продукты от местных удобнее и выгоднее покупать в маленьких магазинчиках во дворе своего дома, так называемой «шаговой доступности». Там легче вычислить, какой товар за какой промежуток времени распродается, продукция из колбасного цеха попадает непосредственно на прилавок, а не залеживается по подсобкам. Да и цены щадящие, за счет маленького коллектива и низкой арендной платы. Что особенно приятно нашим пенсионерам, богатым не в лом каждый день на джипах в центр проехаться. А дальше возникают картинка из моего детства: сын, как взрослый, идет 15 метров до ближайшего магазинчика и просит тетю Лену (Валю, Свету, Олю…) отпустить сто грамм конфет и свежий батончик к чаю…
Благостная картина? А то! Вот только мэр Архангельска Александр Донской до недавнего времени был против. Я его даже понимаю, бывшему владельцу городской сети супермаркетов также сложно переключиться на проблемы мелких торговцев, как и бывшему мосфильмовцу снимать документальное кино. Но я-то смог в начале 90-х, жизнь заставила. Вот и у Александра Викторовича наступило просветление, 20 июня на круглом столе» он обещал заняться выделением земли под строительство магазинов «шаговой доступности». До этого мэр был подвержен своеобразной гигантомании и собирался убрать с рынка всех мелких розничных торговцев. Но дело в том, что предприятиям-переработчикам вполне по силам самим организовать и обслуживать подобные торговые точки, москвичи давно именно так поступают. Вот и посмотрим по оборотам, чьё молоко вкуснее, наше или вологодское? Остальные доводы не принимаются и не рассматриваются, рынок-с…
Теперь мэру осталось преодолеть противодействие некоторых депутатов Горсовета. А оно будет, не сомневаюсь. Ведь открытие мелкой розничной сети бьет по интересам владельцев крупных торговых предприятий, у которых хватит денег на лоббирование. Но игра стоит свеч. Ведь обещанное 20 июля ляжет на противоположную чашу весов невыполненных предвыборных клятв и популистских проектов, станет первым сигналом к пришествию Донского-государственника. Мы долго этого ждали, подождем и ещё…
Леонид Черток