По данным Минфина на 1 апреля, лидерами по росту госдолга в Центральном федеральном округе стали: Московская область - 84,19 млрд рублей (на начало декабря 2013 года - 46,13 млрд), Рязанская область - 24,91 млрд рублей (20,7 млрд), Смоленская область - 20,3 млрд рублей (15,3 млрд), Белгородская область - 42,8 млрд рублей (39 млрд).
В Северо-Западном федеральном округе на первое место вышли: Архангельская область - 28,6 млрд рублей (21,7 млрд), Ленинградская область - 10,2 млрд рублей (4,8 млрд), Республика Коми - 17,9 млрд рублей (11,2 млрд), Вологодская область - 31,8 млрд рублей (27,5 млрд).
В Южном федеральном округе лидерами в росте задолженности оказались: Краснодарский край - 119,1 млрд рублей (103,2 млрд), Волгоградская область - 33,6 млрд рублей (31 млрд), Астраханская область - 18,8 млрд рублей (15,9 млрд).
В Северо-Кавказском федеральном округе всех опередила Республика Дагестан - 13,7 млрд рублей (7 млрд).
В Приволжском федеральном округе отличились: Нижегородская область - 56 млрд рублей (45,8 млрд), Кировская область - 17,2 млрд рублей (12,8 млрд), Оренбургская область - 24,3 млрд рублей (20,5 млрд, Саратовская область - 44,3 млрд рублей (40,8 млрд).
В Уральском федеральном округе: Ханты-Мансийский автономный округ - 12,6 млрд рублей (2,2 млрд), Свердловская область - 33,8 млрд рублей (22 млрд), Челябинская область - 23,3 млрд рублей (16,5 млрд), Ямало-Ненецкий автономный округ - 27,5 млрд рублей (18,3 млрд).
В Сибирском федеральном округе: Омская область - 29,6 млрд рублей (24,6 млрд), Кемеровская область - 41,5 млрд рублей (36,5 млрд).
В Дальневосточном федеральном округе: Приморский край - 8,8 млрд рублей (1,9 млрд), Хабаровский край - 15,4 млрд рублей (8,6 млрд).
По-прежнему субъектом РФ с самым высоким внутренним госдолгом остается Москва - 160,8 млрд рублей. Однако с декабря ей удалось сократить его почти на 15 млрд рублей. Наметилась тенденция к сокращению в Тверской области - 22,7 млрд рублей (26 млрд), Самарской области - 39,6 млрд рублей (42,2 млрд), Санкт-Петербурге - 18,6 млрд рублей (20,6 млрд). Практически все остальные регионы, за исключением Ненецкого автономного округа, который вообще не имеет долгов, продолжали брать новые кредиты.
Среди регионов, с наибольшей скоростью приближающихся к банкротству (их долг уже превысил собственные доходы), Чукотский автономный округ - в расчете на одного жителя сумма долга составляет 272 тыс. рублей, Мордовия - 34,5 тыс. рублей, Белгородская область - 29,7 тыс. рублей, Вологодская область - 29,5 тыс. рублей, Краснодарский край - 25,6 тыс. рублей, Смоленская область - 25 тыс. рублей, Костромская область - 23,2 тыс. рублей, Рязанская область - 22,9 тыс. рублей, Саратовская область - 20,3 тыс. рублей.
- Рост госдолга в целом по стране продолжается в связи с тем, что объем социальных обязательств, взятых регионами, в том числе для выполнения указов президента, превышает рост собственных доходов, - пояснил «Известиям» тенденцию увеличения долгов губернатор Кировской области Никита Белых.
По его мнению, для изменения данной динамики федеральный бюджет должен пересмотреть межбюджетные трансферы регионам, чтобы у них оставалось больше собственных доходов, чем сегодня.
- Субъекты РФ увеличивают расходную часть своих бюджетов в целях реализации возложенных на них государственных полномочий, в том числе на выполнение указов президента по росту заработной платы отдельным категориям граждан. В настоящее время эти задачи большинство субъектов РФ решает за счет привлечения кредитных ресурсов, - согласен с Белых министр финансов Московской области Антон Котяков.
- До тех пор пока львиная доля от налоговых поступлений регионов оседает в федеральном бюджете, а регионы потом за своими деньгами идут в Минфин с протянутой рукой, мы будем находиться в такой кризисной ситуации, - высказал аналогичную точку зрения врио губернатора Орловской области Вадим Потомский.
Однако у Минфина на этот счет своя точка зрения. В начале года ведомство выступило с резкой критикой глав регионов, которые не могут остановить рост задолженности. В ведомстве заявили о разработке законопроекта, который даст президенту право отправлять в отставку губернаторов, не выполняющих планы по сокращению долговых обязательств.
Для этого Минфин предложил закрепить в Бюджетном кодексе обязанность субъекта утвердить план восстановления платежеспособности региона или муниципального образования и заключить соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности. Как считают в ведомстве, утверждение этих планов и заключение с субъектами соглашений о мерах по восстановлению платежеспособности являются превентивной мерой, позволяющей своевременно выявить риски неплатежеспособности региона и принять меры к их оперативному устранению.
Пока этот законопроект не принят.
В минувшую пятницу, 25 апреля, вопрос долгов был затронут на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге. Перед парламентариями выступил министр финансов Антон Силуанов, который признался, что в настоящее время долговая ситуация в регионах ухудшается. Глава Минфина напомнил, что в 2013 году совокупный дефицит бюджетов субъектов РФ составил 640 млрд рублей.
В качестве решения проблемы министр предложил увеличить объем бюджетного кредитования субъектов федерации, чтобы они могли замещать этими средствами коммерческие кредиты.
- Мы пойдем на серьезное увеличение бюджетных кредитов с тем, чтобы регионы могли перекредитоваться, - заявил Силуанов, подчеркнув, что рост бюджетного кредитования не должен сопровождаться ростом государственного долга субъектов федерации.
Еще одной мерой Силуанов назвал отказ от предоставления субъектам федерации новых налоговых льгот.
- Мы считаем, что сейчас необходимо принять мораторий на предоставление новых льгот, проанализировав действующие, - заявил глава Минфина, указав на то, что следует расширить права регионов «по маневру внутри своих бюджетных обязательств».
Эксперты оценивают предложенные меры скептически.
- Это неадекватные меры. Ну хорошо, губернаторы будут уходить, а новых откуда брать - непонятно. Назначать олигархов управляющими территориями, как на Украине сейчас делают, добиваясь, чтобы олигархи закрывали региональные долги? Но это тоже нереально, потому что набрать такое количество олигархов тяжело. А во-вторых, зачем это им? Они люди, которые, наоборот, увеличивают свое состояние, а тут им однозначно придется тратиться на содержание регионов, - рассуждает профессор кафедры региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин.
По его мнению, нельзя говорить об эффективности меры «увеличения объема бюджетного кредитования», так как у Минфина не так много свободных средств, особенно с учетом появления в России двух новых субъектов и необходимой им помощи.
- Это мера одного года. Единственным выходом из ситуации тут может стать принципиальное изменение бюджетной политики. Пока все доходы сосредоточены на уровне федералов, а расходы - на уровне регионов, из этого ничего хорошего не получится. Эффективный менеджмент может быть только тогда, когда регион имеет хорошую доходную базу и когда понятно, в каких объемах он может расходовать деньги, - говорит эксперт.
- Меры, предложенные Силуановым, лишь ненамного облегчат жизнь регионов, - считает профессор МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич. - Ставка по бюджетным кредитам в два раза ниже, чем по коммерческим, бюджетные кредиты легче пролонгировать, по ним меньшие риски - по бюджетным кредитам регион не могут объявить банкротом. Но это всё - ручное управление.
Источник: http://izvestia.ru/news/569839#ixzz30GloKAEw