Конкуренции быть
Сегодня уровень внедрения инноваций в РФ оставляет желать лучшего - налицо существенное технологическое отставание России от ряда ведущих стран. Его ликвидацию на одном из недавних заседаний правительства премьер Михаил Фрадков обозначил как один из ключевых приоритетов работы кабинета министров на ближайшие годы. Мировые цены на энергоресурсы - величина непостоянная, и надежная основа конкурентоспособности страны в виде прочного инновационного сектора может стать куда более прочным залогом стабильности национальной экономики.
По мнению Грефа, ОЭЗ не должны быть «уникальными инструментами на обособленных территориях». «Такой режим должен работать по всей стране», - подчеркнул министр. По его словам, это необходимо для обеспечения конкурентоспособности России. «Без этого мы проиграем конкуренцию за инвестиции», - добавил глава МЭРТ. Стоит отметить, что речь здесь идет, в первую очередь, о серьезных налоговых преференциях и устранении административных барьеров на пути бизнеса, создании нормальных условий для инвесторов.
Плюсы очевидны
Практика развитых стран свидетельствует об эффективности такого подхода, полагает Греф. Сначала создаются ОЭЗ, а затем условия, апробированные в них, транслируются на всю экономику государства. Таким образом, улучшается инвестиционный климат, идет дебюрократизация экономики. Министр считает, что первые опыты по развитию ОЭЗ и реализации нацпроектов должны быть в перспективе применены в масштабе всей экономики РФ.
«Конечно, для компаний планирующих развивать инвестиционную деятельность в России, создание ОЭЗ является очень кстати, - заявил «Росбалту» аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. - Например, «Северсталь-Авто буквально схватилась за идею создания промзоны в Елабуге для расширения своего производства. Привлекательной кажется идея создания инфраструктуры зон за счет бюджета. В общем плане, развитие отдельных районов ОЭЗ полезно как направление разгрузки мегаполисов».
Первые шаги
ОЭЗ в России только встают на ноги. Напомним, что в ноябре прошлого года по итогам конкурса было отобрано шесть проектов для создания особых экономических зон. Две промышленно-производственные - в Липецкой области и Татарстане, а также четыре технико-внедренческие - в Томской, Московской областях, Санкт-Петербурге и Москве. Общие финансовые затраты на их создание до 2010 года оцениваются в 78 миллиардов рублей, из них 43 миллиарда - из федерального бюджета, а все остальное - деньги инвесторов.
Впрочем, пока из федерального бюджета на эти цели не потрачено ни копейки. По словам главы РосОЭЗ Юрия Жданова в интервью газете «Известия», все деньги, которые сейчас вложены (это более миллиарда рублей), - это деньги резидентов и регионов. «Дело в том, что мы изменили систему финансирования, - пояснил Жданов. - Буквально на днях принято решение о поправках в Бюджетный кодекс, которые предусматривают переброску этих 8 млрд рублей (предусмотренных в федеральном бюджете) в уставный капитал акционерного общества «Особые экономические зоны». Теперь финансирование пойдет через это АО и его дочерние организации в каждой особой экономической зоне».
Глава РосОЭЗ надеется, что реальные деньги федерального бюджета поступят к концу августа - началу сентября. «Конечно, было бы лучше, если бы средства поступили в первом квартале или хотя бы несколько месяцев назад, но мы делаем первые шаги, и не так просто преодолевать бюрократические барьеры. Тем не менее, в лице министра финансов мы находили в основном единомышленника», - подчеркнул Жданов.
Проблем хватает
Производственные зоны потихоньку начинают функционировать, а следующий шаг - строительство зон рекреационного типа для отдыха и развития туризма, а также портово-экономических зон. И здесь выявилось немало проблем. Глава МЭРТ обратил внимание Правительства на активную частную застройку территорий, запланированных под туристические ОЭЗ, и призвал приостановить этот процесс. Строительство мешает зондированию территорий, что тормозит работу, не дает скалькулировать затраты.
«У нас на самых «золотых» местах, на самых выгодных земельных участках, на которых должны развиваться самые выгодные и доходные объекты недвижимости, развития туризма, сейчас ведется частная застройка. Мы должны это остановить. Территории вокруг Байкала, Телецкого озера, Черноморского побережья мы должны озонировать, отобрать лучшие», - заявил министр. Тем не менее, конкурс на участие в рекреационных ОЭЗ, по данным Грефа, может быть объявлен правительством уже на следующей неделе.
С портовыми зонами дело обстоит еще сложнее, что провоцирует интересные дискуссии. Глава МЭРТ считает, что без серьезного внимания со стороны Правительства к созданию условий для привлечения инвестиций, упрощения процесса администрирования, развития логистики, создание таких зон невозможно. В настоящее время есть ряд соглашений с различными странами, однако нынешние условиях не позволяют развивать торговлю на должном уровне. Греф и министр транспорта Игорь Левитин попросили главу Минфина Алексея Кудрина не тормозить принятие этого закона, который, к тому же, уже внесен в Госдуму. Портовые ОЭЗ необходимы, так как существующие сегодня российские порты, по словам Грефа «не выдерживают никакой конкуренции». По мнению главы МЭРТ, целесообразно создать всего несколько портовых зон. В первую очередь на таких крупных объектах как порт Восточный и порт Санкт-Петербург.
Глава Минтранса также попросил министра финансов Алексея Кудрина не привязывать законопроект к тому факту, что в РФ нет закона об аэропортовой деятельности. «Его не будет, так как есть Воздушный кодекс», - сказал Левитин. В свою очередь Греф добавил, что в данный момент невозможно просчитать до копейки, сколько потребуется средств федерального бюджета на создание портовых ОЭЗ, так как для начала необходимо провести конкурс и оформить всю проектно-сметную документацию.
После заседания Греф заявил журналистам, что разногласия между МЭРТ и Минфином, касающиеся принципов создания таких ОЭЗ до сих пор не устранены. Но глава Минэкономразвития не теряет оптимизма: «С Алексеем Кудриным по этому вопросу мы пока не договорились, но перспективы позитивные», - отметил министр. Он не сомневается, что «вопрос будет согласован и осенью законопроект будет принят».
Нужен новый тренд
Промежуточные итоги развития ОЭЗ в России планируется подвести после 2008 года, после чего и будет определятся их дальнейшая судьба. Пока же можно констатировать, что ОЭЗ России нужны, но переоценивать их не стоит. «В условиях спекулятивной модели российской экономики никакими преференциями инвесторов не заманить, - заявил «Росбалту» директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Они знают, что купив-продав акции, заработают намного больше. Инвестиции в финансовые активы у нас в разы превышают инвестиции в основной капитал».
По мнению эксперта, «планы Грефа по превращению России в одну большую ОЭЗ могут быть реализованы только в условиях нового экономического тренда - инвестиционного». «Сегодня ОЭЗ нужны, но их роль будет невелика. Нужно переходить к инвестиционной экономической модели, тогда эффект будет совсем другим», - подчеркнул Николаев.
Илья Карлинский. Москва