Вчера агентство Reuters сообщило, что министр энергетики США Сэм Бодман надеется на скорейший выбор правительством России партнеров при разработке Штокмановского месторождения в Баренцевом море (его доказанные запасы составляют 3,7 трлн кубометров). "Газпром" должен отобрать две-три компании из пяти вошедших в шорт-лист: это французская Total, норвежские Statoil и Hydro и американские ConocoPhillips и Chevron. Газовый монополист обещал сделать это уже в августе. Однако, по сведениям источников Ъ в Кремле, отбор участников продлится до конца года.
Именно это и беспокоит потенциальных партнеров "Газпрома". "Честно говоря, мне очень сложно понять их (правительства России.- Ъ) процесс принятия решения. Я отказался от попытки предсказать, когда Россия решит, что намерена разобраться с этим,- заявил господин Бодман.- Я думаю, что одна или обе компании (Chevron или ConocoPhillips.- Ъ) будут включены в окончательный список, если он ('Газпром'.- Ъ) решится пойти дальше. Но мне кажется, вполне возможно, что он так и не решится".
Заместителя председателя правления "Газпрома" Александра Рязанова, курирующего в монополии проект разработки Штокмановского месторождения, заявление министра США удивило. "Каждый волен высказывать свое мнение, но выбор будет делать совет директоров 'Газпрома', а не американские ведомства",- заявил он Ъ. По словам господина Рязанова, "у компаний из шорт-листа есть хорошие шансы принять участие в разработке Штокмана". "Точной даты нет, хотя времени нам добавили до конца года. К этому моменту мы предоставим более полную информацию о сроках реализации проекта, рисках, стоимости и тех партнерах, которые смогут покрыть те или иные риски",- сказал топ-менеджер.
Но основания для волнений у американского министра энергетики действительно есть. Мало того что Штокмановское месторождение было открыто еще в 1988 году и за это время появилось не меньше пяти шорт-листов партнеров его разработки. До сих пор технологии транспортировки газа не позволяли прокладывать газопроводы в условиях дрейфующих айсбергов Арктики. Собственно, и сегодня отдельные эксперты высказывают сомнения в возможности реализовать этот проект.
Сейчас "Газпром" ищет партнеров на освоение только первой фазы месторождения из трех. В этой связи "Газпрому" больше всего нужны технологии, позволяющие минимизировать риски экологической катастрофы в арктических морях. Наиболее подходящие партнеры - норвежские компании, работающие на соседних участках Баренцева моря. Не стоит сбрасывать со счетов и Total, мирового лидера по производству сжиженного природного газа. Сегодня "Газпром" согласовывает с Военно-морским флотом РФ размер компенсации использования бухты Видяево в Мурманской области для строительства завода по сжижению газа.
Кроме того, у американских претендентов на участие в Штокмане высокие политические риски. На прошедшем саммите G8 президент России Владимир Путин, потерпев фиаско в переговорах с американским коллегой Бушем о заключении соглашения с США по вступлению России в ВТО, сделал многозначительное заявление. Глава государства, назвав норвежские компании "профессионалами" и "очень удобными" партнерами в проекте Штокмана, фактически выделил Statoil и Hydro среди прочих участников шорт-листа. Отраслевые эксперты полагают, что вопрос выбора Chevron или ConocoPhilips в партнеры по Штокману прямо зависит от поддержки администрацией США России в вопросах вступления в ВТО.
Как сообщил источник Ъ, близкий к "Газпрому", в ближайшее время в Москве пройдут переговоры с японскими фирмами о возможности поставок газа со Штокмана в Японию. Речь идет об объемах, которые предполагалось реализовывать в США. Американских гигантов может подменить и небольшая торговая компания Sempra (Канада), имеющая четыре регазификационных терминала и клиентскую базу в США. По информации Ъ, недавно господин Рязанов встречался в Лондоне с представителями Sempra и обсуждал возможность участия "Газпрома" в совместных коммерческих проектах.
Впрочем, если американские компании не войдут в первую фазу освоения Штокмана, у них остается шанс принять участие во второй или третьей фазах разработки месторождения.