В перечне этих проблем нет ничего неожиданного: наиболее серьезными среди них, по мнению главы комиссии ОП, стали определение границ и статуса муниципальных образований без учета мнения жителей, а также недостаточная налоговая база муниципальных образований, из-за чего даже некогда самодостаточные города еле сводят концы с концами. Однако выводы, которые делает автор, и его предложения по исправлению ситуации во многом противоречат позиции как федерального центра, так и влиятельных губернаторов, на мнение которых Кремль, как правило, ориентируется, отмечает газета.
Так, одной из субъективных причин торможения реформы Глазычев назвал нежелание региональных лидеров расставаться с властью. Это проявляется и в отчуждении у муниципалов полномочий и финансовых средств, и в лишении малых и средних городов решениями региональных парламентов статуса городского округа, дающего им «реальную автономность, собственный бюджет и право на субсидии из регионального бюджета».
Поэтому автор доклада предлагает внести в федеральный закон поправку, разрешающую принимать решение о предоставлении городского статуса «исключительно путем полноценного референдума» и «независимо от решения регионального законодательного собрания». А самим муниципалам при этом должна быть обеспечена «всемерная защита от посягательств региональных властей на их самостоятельность».
Особую критику члена ОП вызвала ситуация в Москве и Санкт-Петербурге, где «государственная власть объединена с местным самоуправлением и поглощает его», а государственная вертикаль продлена чуть ли не до каждого двора, за чистотой которого следят государственные ДЭЗы. В результате две столицы, где проживает 10% населения страны, превратились в «наглядный образец полного подавления муниципального начала губернским управлением». Причем основную вину за это Глазычев возлагает на федеральную власть, которая «полностью самоустранилась из процесса муниципального обустройства в обеих столицах, молчаливо согласившись с тем, что право их граждан на местное самоуправление не действует».
Категорически не поддерживает Вячеслав Глазычев и многочисленные предложения о прямом или опосредованном (с согласия местного совета) назначении мэров крупных городов губернаторами. По мнению главы комиссии, эти инициативы «противоречат Конституции и несут в себе подлинную угрозу для развития страны и основ гражданского общества». А факты некомпетентности отдельных мэров или их вовлеченности в коррупцию, как полагает автор доклада, свидетельствуют лишь о «слабости городских собраний и контрольных органов» и «не могут являться основанием для отвержения конституционного принципа обособленности местного самоуправления от управления государственного». «В связи с этим мы настаиваем на том, что в части утверждения обязательности выборов глав крупных и крупнейших городов федеральный закон должен быть защищен от каких-либо посягательств»,- говорится в документе.
В доклад включены и весьма жесткие меры, которые должны понравиться сторонникам «твердой руки». К примеру, господин Глазычев предлагает банкротить экономически несостоятельные муниципалитеты с временным введением в них антикризисного управления, а также узаконить государственное управление в административных районах в тех регионах, где поселения не способны работать самостоятельно. В последнем случае, по мнению главы комиссии, «оправданной и честной мерой стало бы назначение глав районов после их утверждения райсоветом». Однако эти новации не отменяют главной идеи документа о необходимости демократизации муниципальной реформы, резюмирует «Коммерсант».