По словам министра, в 2000 году прирост цены на нефть на $1 за баррель приводил к увеличению ВВП на 0,2%, а в 2005 году - всего лишь на 0,06%.
«Таким образом, сбережение большей части конъюнктурных доходов привело к тому, что если в 2000-2002 годы цена на нефть являлась значимым фактором экономического роста, то в настоящее время эта зависимость существенно снизилась», - констатировал Кудрин.
Он подчеркнул, что высокие цены на нефть несут угрозу несырьевым секторам России, что не в полной мере осознается правительством. Об этом свидетельствует проводимая кабмином экономическая политика, объяснил Кудрин.
«Увеличение государственных расходов за счет доходов от высоких цен на нефть до сих пор поддерживало высокую инфляцию в России и высокие темпы повышения эффективного курса рубля. Борьба с инфляцией с большим запозданием становится важнейшей политической задачей, но при мягкой политике в области государственных расходов достижение целевых показателей по инфляции приведет к более мощным действиям Банка России по дальнейшему повышению курса рубля, что в перспективе снижает конкурентоспособность отечественной промышленности», - заявил он.
В этих условиях обеспечение более высоких темпов роста экономики
должно базироваться на существенном расширении инвестиционной активности, модернизации промышленного сектора России при снижении инфляции и сдерживании дальнейшего повышения курса рубля. В свою очередь, это требует умеренных темпов роста государственных расходов - не выше темпов прироста экономики, а при снижении налогов - еще меньшего прироста расходов, подчеркнул чиновник.
Темпы роста инвестиций в последние годы были достаточно высокими - более 10% в год, что позволило увеличить объем инвестиций в основной капитал с 1 трлн 165,2 млрд рублей в 2000 году до 3 трлн 534 млрд в 2005 году. К 2009 году, по прогнозам правительства, их объем составит 7 трлн 234 млрд рублей, или $266,5 млрд - то есть удвоится. Однако как отметил Кудрин, этого недостаточно, поскольку степень износа основных фондов в России слишком высока - в прошлом году она составила 50,6%.
По мнению главы Минфина, государственные вложения не могут компенсировать снижение прироста частных инвестиций и не помогут спасти ситуацию. «Государственные вложения в бюджетную сферу и развитие инфраструктуры необходимы, но не могут заменить частные инвестиции и не добавляют частному сектору стимулов к инвестициям», - подчеркнул министр.
Основной причиной малого объема инвестиций является недостаточное использование инструментов финансового рынка и кредитования. По его словам, увеличения инвестиций за счет кредитов можно добиться при большей уверенности банковского сектора в стабильности доходов предприятий в долгосрочном аспекте. «Под эти будущие доходы и будут предоставляться кредиты», - пояснил глава Минфина, добавив, что ключевыми задачами являются достижение стабильности макроэкономической ситуации, снижение ставки кредитования до 5-7% и развитие долгосрочного кредитования. В свою очередь, снижению ставки кредитования будет способствовать снижение инфляции, уточнил Кудрин.
«Однако шаги правительства по ослаблению стерилизации избыточной денежной массы и увеличению государственных расходов за счет высоких цен на нефть отодвигают достижение задачи снижения инфляции», - отметил он, напомнив, что в уточненном прогнозе на период до 2009 года ежегодный уровень инфляции повышен на 0,5 процентного пункта. В 2007 году он составит 8%, в 2008-2009 годах - 6% и 5,5% соответственно, заметил чиновник.
Кудрин уверен, что при снижении инфляции темпы экономического роста не сократятся, если развивать одновременно и институциональные, и фундаментальные показатели экономики, а именно: с одной стороны повышать качество госинститутов и вводить контроль над коррупцией, с другой - совершенствовать показатели, которые определяют инвестклимат и основу поведения инвесторов. По его мнению, это позволит повысить инвестиционную привлекательность экономики и эффективность инвестиций.
По материалам РИА Новости