Парусник «Седов» три месяца назад отправился в морское путешествие, посвященное 130-летию со дня рождения полярного исследователя Георгия Седова, 100-летию подводного флота России и 85-летию со дня спуска самого судна на воду. Барк «Седов» продолжает следовать путем экспедиции Седова. Судно, идущее историческим маршрутом, отдающее дань памяти погибшим морякам, призывающее нас всех вспомнить о величии русского флота, моряков и погибших исследователях в Архангельске, когда-то славном порте российском, пришвартовывают в погрузочно-разгрузочной зоне.
Мэрия города называет подобное положение дел вынужденным из-за того, что мачты «Седова» не пройдут под высоковольтными проводами вблизи острова Бревенник. На вопрос, почему нельзя было пришвартовать барк в центре города, зам. мэра Виктор Павленко вновь рассказал о высоковольтных линиях, о том, какая трудная ситуация с электроснабжением на островах, о плохой подготовке к зимнему отопительному сезону. Напоминание о том, что 22 года назад, во время первого визита парусника, преграда была устранена, не смутило чиновника: «В советские времена были альтернативные источники энергии».
Корреспондентам ИА «Росбалт-Север» удалось побывать на паруснике перед его отбытием.
На барке «Седов» учебную практику проходят курсанты морских учебных заведений из всех портовых городов России. Более сотни курсантов уже три месяца осваивают морское дело. Курсант Санкт-петербуржского Военно-морского инженерного института Василий рассказал, что до сих пор все немецкие морские офицеры перед тем, как получить звание, обязательно проходят парусную практику.
Барк «Седов» - четырехмачтовый парусник, первая самая главная мачта - Фок - высотой 64 метра. На самый верх приходится забираться каждый раз при постановке парусов, пояснил курсант. «На самом деле работа не такая трудная, как казалось, самое трудное - это выучить названия снастей, парусов», - отмечают ребята.
По словам Василия, распорядок дня на «Седове» - что-то вроде армейского распорядка дня: с утра подъем, построение на подъем флага, завтрак, после завтрака малая приборка, потом судовые работы, обед, немного отдыха и опять судовые работы, полдник и свободное время. Весь курсантский состав разбит на несколько учебных групп, у которых чередуются судовые работы с учебой. Питание трехразовое, на 7 $ в сутки, зарплата курсантам платится по 4 $ в сутки.
На вопрос, где им был оказан самый теплый прием, курсанты в один голос называют Баренцбург - маленький городок на Шпицбергене, где есть русское поселение шахтеров. По словам курсантов, там их приняли скромно, но очень душевно. «Салют из ракетниц и свист - это было то, чего нам не хватало очень долго», - добавил Василий.
«Каждый аврал - внештатная нестандартная ситуация, в которой каждый раз все по-новому. Лебедку покрутишь, потом паруса укатаешь. После аврала сил нет ни на что», - поделился впечатлениями курсант.
Парусник идет на парусах, когда удачный ветер. Пройти практику на барке «Седов» - мечта любого курсанта: «Мы шли под парусами, самая большая скорость 12,5 узлов. Другие суда по УКВ не понимали, что такое движется, просто спрашивали: мне снится и это, действительно, парусник?».
Третий помощник капитана Сергей также не задумываясь сказал, что лучше всего встречали в небольшом порту Баренцбург. «Нас встречало всего 150 человек, но это была такая встреча!» По словам Сергея, в Европе тоже были грандиозные встречи. «Особенно любят парусное дело и барк «Седов» в Германии, который они все хорошо знают, - пояснил Сергей,- не так, как в России». «Я, честно сказать, даже сам удивляюсь, даже в Петербурге никто не знает, что это самый большой в мире парусник», - недоумевает третий помощник. Сергей отметил, что в Эмдене даже есть клуб любителей барка «Седов», который организует помощь судну.
Сергей считает, что прохождение практики именно на парусном судне в дальнейшем очень поможет курсантам, так как на всех судах остаются снасти, несмотря на то, что там нет парусов. На «Седове» они получают квалифицированную практику матроса первого, второго класса. 1 сентября курсанты сдавали экзамен на матроса 2-го класса.
Порт Архангельск стал для всех курсантов самым долгожданным и родным после трех месяцев заграничных портов.
На барке «Седов» имеется свой музей и капитанский салон. На полу салона положен паркет с изображением розы ветров, которая расположена ровно по центру судна. Существует легенда что, если встать в центре розы ветров, закрыть глаза, загадать желание и обернуться вокруг своей оси против часовой стрелки три раза, то желание обязательно сбудется.
Руководитель практики от Мурманского государственного технического университета Константин Ковцев считает, что судно, как магнит: если вы на нем побываете, пройдет какое-то время, и вам захочется вновь на нем побывать.
«Очень жалко, что ваша администрация нас так поставила. Нас никто в этом рейсе «вот так» не ставил нигде. В Баренцбурге нас встречали, как родных», - рассказал Ковцев.
Он сообщил, что им никто не объяснил, почему сюда пришвартовали. «Знали полгода назад, что придет «Седов», могли бы что-то придумать», - констатирует факт Ковцев.
Больше всего руководителя практики возмутило то, что посмотреть на легендарный парусник даже не привезли школьников. «Мы были в Рейкьявике, и по палубе шел народ, пройти невозможно было, очередь на трап была, люди приезжали просто посмотреть. Удивляет, что иностранцы больше уделяют внимания «Седову», чем родная страна», - добавил Ковцев.
«Эта практика ребятам очень поможет в жизни. Во-первых, они все разные, научиться находить общий язык со всеми в кубрике - это хороший урок, во-вторых, они живут в экстремальных условиях. А в таких портах, как Исландия, Шпицберген, - 100%, что никто из них больше там не побывает», - пояснил руководитель практики.
Капитан парусника «Седов» Виктор Мишенев отнесся к ситуации более сдержанно: «Конечно, было бы лучше стоять у морского вокзала. Но здесь, может быть, и наша вина, нашего судовладельца, потому что надо было сообщать заранее. 22 года назад знали о прибытии за полгода, поэтому и организовали все, тем более, был организован большой праздник. Я-то сразу сказал, что в Архангельске высоковольтные провода».
Нынешним курсантам такая практика - большое подспорье в дальнейшей жизни, считает капитан: «Вырабатывается морской характер, без которого на флоте нечего делать. Сами представьте, в шторм на высоте 60 метров паруса крепить, - это суровая работа. Ежегодно в реестр Лойда записывается 50 судов, пропавших без вести. В наше время пропадают без вести огромные суда по 100 тыс. тонн водоизмещением. Против стихии пока еще ничего не придумали». Однако капитан отметил, что с погодой в этом рейсе повезло.
Для Мишенева самый ожидаемый порт был Архангельск, так как после множества иностранных судов он был первый русский.
Этот рейс особенный потому, рассказал капитан, что судовладелец заранее информировал о прибытии во всех портах. «В Хаммерфесте, например, с нами мэр три дня общался, даже сам экскурсии проводил по городу. В Тромсе - председатель народного Собрания. На Шпицбергене нас очень хорошо принимали, в Баренцбурге», - вспоминает Мишенев.
Архангельские курсанты всегда отличались дисциплиной, соблюдением судовых правил, успеваемостью, добавил в конце беседы капитан.
Весьма радует, что европейские порты с радостью встречали барк «Седов», что курсанты вспоминают названия небольших портов с душевным приемом, но обидно, что мэр города Архангельска Александр Донской так и не вернулся из командировки и не посетил парусник.
«А что поделать, ведь подготовка города к осеннее-зимнему отопительному сезону важнее», - пояснил зам мэра Виктор Павленко.
Между тем, по данным нашего агентства, господин Донской с сыном были вчера на концерте Мадонны в Лужниках... Понятно, когда еще поп-диву увидишь.... А барк... так придет он еще в наш порт когда-нибудь. Но мэром Архангельска тогда будет уже совершенно другой человек.
Татьяна Мартынова