Парадоксальный факт: рост производства в регионе, а, следовательно, и более высокая налоговая отдача, не могут покрыть расходов. Бюджетной сбалансированности удается достичь лишь за счет снижения расходов.
По словам директора областного департамента финансов Елены Усачевой, только два % от текущих затрат бюджета можно предусмотреть на инвестиции для муниципальных образований. То есть, из областного бюджета регулярно и вовремя производится выплата заработной платы бюджетникам, пособий социально незащищенным категориям граждан, выделяются средства на обязательное медицинское страхование, а дальнейшего развития нет.
Немаловажен и тот факт, что существующая ныне методика распределения федеральных дотаций по совокупности бюджетов (имеется в виду собственно Архангельская область и Ненецкий автономный округ, бюджетная обеспеченность которого в 3 раза превышает среднероссийские показатели) привела к потере значительного объема финансовых средств. Вместо получаемых 2,5 млрд в регион должно поступать не менее 7 млрд рублей.
Как отметил зампредседателя комитета СФ по делам Севера Юрий Сивков, тенденция к централизации финансов сохраняется. При этом финансирование северных регионов из федерального бюджета сокращается. Наряду с этим на уровень субъектов федерации передается большое количество полномочий; эти полномочия не подкреплены финансово, дополнительные расходы области составили около 600 млн рублей.
Существующие у нас проблемы характерны и для других северных территорий. По результатам совещания было принято решение рекомендовать Государственной Думе при рассмотрении бюджета на 2007 год учесть увеличение дотаций северным регионам, предусмотреть субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, повышение объемов государственной поддержки «северного завоза».
Отдельной статьей в проект федерального финансового закона предлагается включить регулирование межбюджетных отношений между Архангельской областью и Ненецким автономным округом.