Речь идет не о требованиях владельцев пострадавших автомобилей. Такие потери хорошо прогнозируются и довольно оперативно погашаются.
Главным фактором риска обещают стать пострадавшие люди. Львиная доля отложенных выплат по искам приходится на требования, связанные с компенсацией ущерба жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Такие требования не имеют срока давности. Уровень заявленных убытков по этим видам исков в 30 раз ниже ожидаемых страховщиками с учетом расчетных показателей. Пока.
Потому что уже скоро он начнет расти, в том числе и по мере развития инфраструктуры страхового рынка. В частности, на нем уже очень скоро появятся компании, которые профессионально займутся требованием и получением таких выплат. Проще говоря, они будут выбивать из страховщиков крупные суммы за весьма умеренный процент. Возникнет эффект единовременного требования крупных сумм по массе исков. А количество самих требований также увеличится.
"Ингосстраху" уже пришлось столкнуться с опытом урегулирования подобных исков. Правда, пока это происходит на европейской, а не российской территории. Российский автомобилист сбил велосипедистку в одном из европейских городов. "Происшествие привело к перелому бедра у велосипедистки, ее лечение оценивалось в несколько сот тысяч евро", - рассказывает Ямов. Но, как выяснилось, это было только началом. Пострадавшая оказалась архитектором и только что заключила контракт. Объем упущенной выгоды велосипедистка в результате оценила в 3,5 млн евро. "Страховая компания вынуждена была по законодательству страны компенсировать ущерб по этой статье", - признает Ямов.
Еще в страховом сообществе любят обсуждать страшную историю о том, что в рамках "Зеленой карты" по ДТП, связанному со столкновением с автоцистерной, перевозившей горючее, было выплачено 120 млн евро. Россия - не совсем Европа, но ставки по выплатам будут повышаться и здесь.
Опрошенные «Газетой» страховщики в целом согласны с тем, что основные убытки составляют именно выплаты по жизни и здоровью, но кризиса не боятся. По мнению начальника отдела автострахования компании «Межрегионгарант» Алексея Мишина, 10 млрд - сильно завышенная цифра. «Объем в десятки миллиардов рублей невозмещенных убытков мог бы возникнуть, если страховщики годами копили бы убытки, однако сегодня в среднем процесс сбора документов и получения возмещения занимает не более двух месяцев с момента совершения аварии и у страховщиков нет интереса откладывать выплаты», - говорит Мишин. «Весь вопрос - в каком порядке будут работать выплаты по жизни и здоровью. Я думаю, что кризис от этого наступить не может, поскольку так или иначе такие выплаты резервируются (есть средства на их осуществление)», - утверждает заместитель начальника управления автострахования группы "АльфаСтрахование" Денис Макаров. Угроза существует лишь для небольших компаний. «Очевидно, что для мелких компаний, неофициально предлагающих бонусы размером до 30%, кризис, вызванный отложенными выплатами, наступит, - говорит заместитель генерального директора страховой компании «Энергогарант» Антон Легчилин, - это лишь вопрос времени". Для серьезных игроков, по его мнению, он не будет нести катастрофических последствий, т.к. будет смягчен диверсифицированностью страхового портфеля.