На очередном правительственном заседании по поводу ситуации с использованием воднохозяйственного комплекса России, министр природных ресурсов России Юрий Трутнев поднял вопрос о необходимости принятия ряда срочных мер в российском водном хозяйстве. В противном случае в стране может сложиться неблагоприятная ситуация с чистыми водами, сообщает КМ.ru.
Для понимания этого факта достаточно обратиться к статистике (см. факты). Очень тревожной выглядит положение дел в области очищения промышленных и коммунальных стоков в водоемы. Бизнес-структуры в подавляющем большинстве не принимают никаких мер по минимизации экологического ущерба и приведению очистных сооружений в должное состояние, они практически не участвуют в решении проблем водного комплекса страны.
Основным загрязнителем водных ресурсов в стране являются предприятия ЖКХ. Потери от изношенного гидротехнического оборудования в стране составляют 90 млрд рублей в год. Износ гидротехнического оборудования в сфере ЖКХ составляет более 60%. При этом участие частного бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве пока слишком незначительно, а у государственных жилищно-коммунальных предприятий недостаточно средств для ремонта оборудования и его обновления.
В связи с этим правительство предлагает принять ряд мер, направленных на выход из кризисного положения, в котором находится отечественное водное хозяйство. В частности, министр природных ресурсов Юрий Трутнев намерен закрепить функцию управления водной отраслью за одним государственным органом - Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы). В его ведении должны быть сосредоточены все вопросы управления, нормирования мониторинга качества воды и установления платежей за пользование водными ресурсами. Пока же всем этим ведает 5 ведомств: о пословице «У семи нянек дитя без глазу» напоминать представляется излишним. Функции по надзору за гидротехническими сооружениями, в том числе, и частными, планируется передать Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору), а все федеральные ГТС передать на баланс Росводресурсов.
Также крайне важной проблемой является недостаточный уровень платежей, налогов и сборов за воду. В частности, сейчас уровень платежей предприятий за сброс стоков составляет менее десятой части расходов на поддержание очистных сооружений в рабочем состоянии. Поэтому МПР предлагает увеличить штрафы за загрязнение водных ресурсов. Юрий Трутнев хочет добиться ситуации, при которой водопользователям будет экономически выгоднее обновлять очистные сооружения, чем платить штрафы за загрязнение.
С 2007 года также планируется повысить ставки платы за пользование водными объектами и обязать всех пользователей воды платить водный налог. Однако эта мера в отношении всех пользователей, возможно, выглядит несколько преждевременной. Пользователи ЖКУ и так платят за воду в ЖКХ, куда им еще платить и налог на нее. Пусть налог платят те, кто более всего и интенсивнее всех загрязняет воду - владельцы химически опасных предприятий, которые не хотят истратить часть своей прибыли на фильтры и очистные сооружения. Напомним, что в настоящее время в стоимости продукции промышленных производств водный налог составляет от 0,01 до 0,1%. В энергетике этот показатель равен 1%, в сфере ЖКХ - 2,5%, сельское хозяйство и водный транспорт - одни из основных загрязнителей - вообще не платят водный налог.
Теперь же МПР собирается повысить ставки платы за пользование водными объектами, введя дифференцированную систему взимания платы в зависимости от количества и качества воды, а также довести к 2020 году все сбрасываемые ЖКХ воды до состояния нормативно очищенных. Также в Градостроительный кодекс планируется ввести запрет на строительство жилых и промышленных объектов в паводковых водах, а уже построенные там объекты - застраховать в обязательном порядке.
Все предлагаемые Минприроды меры по стабилизации положения в водной сфере представляются верными. Однако хотелось бы добавить, что они должны быть еще более радикальными и жесткими. То есть, штрафы надо сделать максимально большими, нужно обеспечить консолидацию надзорных, контрольных, управленческих и регулирующих функций в одних руках, ужесточить наказания за нарушение экологического законодательства. При этом стоило бы обратить внимание и на разъяснение важности проблемы чистой воды - ведь во многом вопиющие экологические нарушения происходят и по психологическим причинам - например, из-за отсутствия внутренней культуры у собственников, руководителей и чиновников, пренебрежения заботой о родной земле и стране в пользу заботы о себе и карьере, руководствования принципом «После меня хоть потоп». Такие настроения необходимо изживать - возможно, и здесь нужно вмешательство государственной политики. Ведь водные ресурсы, при всей их кажущейся неисчерпаемости, не бездонны и не бесконечны...
Справочно:
По данным Министерства природных ресурсов России, ежегодно, в реки, моря, озера сбрасывается 62 кубических километра сточных вод, при этом износ очистных сооружений в России составляет практически 100%. Общий объем загрязняющих веществ, ежегодно поступающих в водные ресурсы страны, составляет более 10 млн. тонн. С территории примерно 100 тысяч населенных пунктов с ливневыми стоками в водоемы также поступают всевозможные загрязняющие вещества. 95% городских стоков сегодня очищены хуже, чем этого требуют государственные нормативы. В результате более 30% подаваемой потребителям воды в стране абсолютно не соответствует санитарным нормам. Только половина гидротехнических сооружений находится в удовлетворительном состоянии, 1,5 тысячи находятся в аварийном состоянии, 13 тысяч требуют ремонта. На ремонт прошедших инвентаризацию гидротехнических сооружений требуется, по оценкам МПР, 13-14 млрд рублей.
Напомним, что в Архангельске прокуратура судится с мэрией города по факту сброса МУП «Водоканал» около 40% канализационных стоков без очистки в Северную Двину.
По материалам КМ.ru