После рождения Христа святое семейство - Мария и Иосиф Обручник - отправилось в столицу древнего Иудейского Царства - Иерусалим. Богородица должна была представить своего Сына, младенца Христа, «Лицу Божьему», т.е. исполнить древний обычай, по которому всех мальчиков на сороковой день после рождения приносили в иерусалимский храм для особого чина очищения и посвящения Богу.
Так же как и любая другая иудейская женщина, Мария принесла символическую очистительную жертву Богу в благодарность за рождение сына - два голубя за Того, кто родился в мир - принести себя в жертву за павшего человека.
Пресвятая Дева, Матерь Божия, по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Христос, ее Сын - был принесен в храм, как обычный верующий, стремящийся к благочестивой жизни, чтобы последовать предписаниям церковных канонов.
В храме происходит очень важное событие - встреча старца Симеона и Спасителя. Каждый раз на вечернем богослужении в Церкви, когда звучат слова молитвы, родившиеся в сердце Симеона: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» - мы вспоминаем радость этого момента.
Отпускает на покой Господь человека, который согласно пророчеству не мог увидеть смерти, «доколе не увидит Христа» (Лк. 2, 25-26). Старец Симеон был священником Иерусалимского храма, богословски и филологически блестяще образованный муж, один из авторов перевода Библии на греческий язык, известного в науке как «Перевод семидесяти толковников».
По преданию к моменту встречи с Младенцем Христом, ему было уже более трехсот лет. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения; лишь обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. Невместим для сознания современного человека тот факт, что Симеон жил так экстраординарно долго. Но Церковь говорит об особом действии Промысла Божьего: слова должны были исполниться и Симеон не мог умереть, не увидев Христа.
Старец Симеон стал символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) к встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.
Вторым человеком, кому была подарена радость встречи с младенцем Христом, стала праведная Анна - простая служительница, которую современники назвали бы «церковной бабушкой», была на самом деле пророчицей из колена Асира.
Увидев рожденного Спасителя, она отправилась проповедовать о пришествии в мир Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38). Такое ее служение, может быть стало прообразом событий - которые произойдут уже после Христова Воскресения и Вознесения - событий Пятидесятницы ( Праздника Троицы), когда Святой Дух сойдет на апостолов, учеников Христа, и когда «сыны и дщери будут пророчествовать» (Деян. 1-2).
Сретение - праздник, подразумевающий не только радостные переживания. Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказывает Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова: "Этот Отрок будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим - восстанием". "И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте".
В праздничной иконе Сретения есть эта двойственность - радость Сретения и страстная скорбь, заключенная в пророческих словах Симеона Богоприимца - Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение мира.
В древней Церкви цикл важнейших праздников состоял из трех - Пасхи, Пятидесятницы (Троицы) и Богоявления (Крещения Господнего). Но можно сказать, что Сретение также начали праздновать очень рано, с конца IV века, хотя тогда Праздник еще не имел своего названия, а именовался просто - «сороковым днем от Богоявления».
Святитель Григорий Палама писал, что Христос не нуждался в очищении, поскольку был зачат бессемянно и рожден непорочно: это было делом послушания. Не только закону Божию: это было совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию Адама ветхого. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама - Христа возвратило «ослушавшуюся» человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность.
По материалам РИА «Новости»