Крупных судебных разбирательств тоже ждать не стоит, партии, преодолевшие проходной барьер в семь процентов, даже не сочли нужным скрывать своего довольства. А если и нудят, то больше по привычке, для сохранения собственного оппозиционного лица.
Из видных политических формирований за бортом остались «яблочники» и «Патриоты России», и мне их совсем не жалко. Первые раздражают своим бесконечным нытьем в стиле юродивого из «Бориса Годунова»: «Отняли мальчишки (Чубайс, Немцов) копеечку, вели-ка их зарезать». Вторые настораживают одним названием, как только у нас назовутся патриотами, так непременно жди бейсбольной биты в темной подворотне. Зато можно поздравить СПС и ЛДПР, их шансы были зыбки. С КПРФ полегче, им электората еще минимум на пятилетку хватит. О двух Россиях и упоминать бессмысленно, если не они, то кто? В общем, партии довольны. А народ?
Нет, я не о том народе говорю, который не поленился посвятить свой выходной исполнению гражданского долга. Таких немного, чуть больше 30 процентов от общего числа. Глава ЦИК Александр Вишняков с чувством глубокого удовлетворения говорил о том, что отмена порога явки не сыграла фатальной роли в результатах голосования. Зато проценты посещаемости избирательных участков наглядно показали, где народ зависит от избранной власти, а где не очень. Например, как анекдот преподносится казус из сельской местности, где за поселкового главу пришли отдать голоса он сам и ближайший приятель. Супротив этой пассивности, толпы на избирательных участках Дагестана и безоговорочная победа «Единой России». Но что это за республика? Жить в Махачкале опаснее, чем в Грозном, ваххабитов дополняют местные бандиты. Бюджет насквозь дотационный, предприятия стоят, повальная безработица. Соответственно, жизнь избирателей напрямую зависит от расположения к ним федерального центра. А тут игнорирование выборов и правящей партии. Как можно, так и ноги протянуть недолго...
Единственным прямым критиком прошедших выборов выступил лидер коммунистов Геннадий Зюганов, назвавший предвыборные страсти обкаткой новых технологий, придуманных на московском асфальте. Кокетничает, большевик, у самого лицо так и расплывалось от довольства. Даже я ожидал, что «Справедливая Россия» одержит верх над КПРФ во всех 14 регионах. Только слепо-глухонемому не дано понять, против кого создан этот гибрид из умеренных националистов, обиженных чужим богатством пенсионеров и верных путинцев из числа чиновников «второго эшелона». Геннадий Андреевич не скрывает, что ему не по дороге с партией похожей идеологии, и даже готов протянуть руку дружбы ЛДПР с СПС. Так и до блока с «Единой Россией» недалеко, а, значит, кремлевский заговор по приручению «левых» можно считать архи успешным. Развели коммунистов, как кроликов.
Успех ЛДПР в диапазоне 10 процентов еще раз доказал, сколько шпаны приходит на избирательный участок. По-другому я сторонника Жириновского и не представляю, особенно, после надрывных признаний вице-спикера в еврейских корнях, еще тот позор нации. Казалось, тут он слёту потеряет процентов пять из числа мечущихся между ним и Александром Беловым из ДПНИ, кстати, тоже Поткиным. Ан нет, сам Владимир Вольфович определил свой диагноз в российской политике, обозвав себя «виагрой для избирателя». И ведь прав, шельмец, на остальных сегодняшних политперсон и домкратом не поднять.
К сожалению, последнее в полной мере касается моего любимого СПС. В конце концов, я тоже человек и падок на харизматичного лидера. А Никита Белых мне просто неинтересен, с ним даже пива выпить не хочется. С Чубайсом или Гайдаром - другое дело. Раньше с удовольствием бы глотнул текилы с Хакамадой или Касьяновым, но после их альянса с ультра-радикалами, даже на одной Манежной площади не присяду. Наверное, так сделают многие, ведь СПС потерпел поражение даже в интеллигентном Петербурге. Это совсем не значит, что тамошние «Митьки» и рокеры в едином порыве голосовали за своих земляков из ЕР и СР, но об этом я скажу в конце материала. Да, успех в Московской и Самарской областях внушает некоторые надежды, что либеральная идеология жива. Но думаю, что «Союз правых сил» прошел исключительно по причине нерасторопности кремлевских политтехнологов, не успевших с официальной регистрацией «Свободной России», или как она теперь называется. Ясен перец, под знамена Пельша, Кортнева и еще десятка знаковых людей из масс-медиа, которых очередная «Кремлевская Россия» не преминет подкупить официальным статусом и участием в правительственных мероприятиях, переметнется значительная часть юных яблочников и спсников. А перекупить их обратно никаких денег не хватит. Даже у Чубайса...
А вот и два фаворита выборной гонки - две России, «Единая» и «Справедливая». Меня до слез умиляет серьезность той борьбы, которую демонстрируют нам Грызлов с Мироновым. Особенно, когда старший товарищ грозится сослать младшего сенатором в Ставрополь, а тот в ответ проявляет заботу о грызловской старости. Однако именно ситуация в Черноземье выявила еще один пласт проблем, который, возможно, не учли в Кремле. На Ставрополье в схватке сошлись отнюдь не две различные идеологии, а губернатор Черногоров из «Единой России» и мэр краевой столицы Кузьмин из «Справедливой». У главы края изначально положение было не из легких. Ему до сих пор периодически вспоминают конфуз перед Путиным с водопроводом, к этому прибавилась история с разводом и алиментами. Дело-то обычное для любвеобильного юга России, здесь главное, как подать. Подали правильно, сопоставив ребенка с дорогим «Бентли», безлошадные родители такое не прощают. Но была у Черногорова еще одна «ахиллесова пята». Ведь избирался он, как коммунист, утверждал его президент, как единоросса, а перебежчиков даже фашисты недолюбливали. Несмотря на все внешние причины, ставропольский претендент может стать началом превращения партии Миронова в партию градоначальников. Тоже чиновников, с меньшей властью, но большими амбициями. Подобное уже случилось прошлой осенью в Самаре, где кандидат в мэры Тархов победил ставленника единороссов, размахивая флагом Партии Жизни. Уже наш архангельский Донской поспешил поздравить Кузьмина с победой всенародно избранного градоначальника над злобными силами федерального центра. К чему это приведет, к назначению мэров или к полному торжеству демократии на местном уровне, покажет время. Одно видно невооруженным взглядом, лидеры двух лидирующих партий сохраняют хорошие мины при хорошей игре.
Итак, подобьем бабки. Если принять во внимание, что минувшие выборы являются генеральной пристрелкой перед основными парламентскими выборами, то Кремль в ближайшей перспективе получит идеальную нижнюю палату. Это «Единая Россия» с двумя клонами, правым и левым, так называемые «либерал-демократы», вполне ручное объединение бизнес-политиков, и коммунисты, не на шутку увлекшиеся борьбой с враждебной силой схожей идеологии. И над всем этим театром марионеток парит фигура суперпопулярного президента. Он сам по себе партия, именно за путинскую Россию готово голосовать подавляющее большинство. Он гарантия стабильности, а то, что эта стабильность держится исключительно за счет высоких цен на нефть и газ, никто и думать не хочет. Потому что за ними социальная катастрофа с кровавыми последствиями.
Вот поэтому я и не пойду голосовать. А ведь еще десять лет назад совершено бесплатно накручивал телефонный диск и уговаривал не в меру интеллигентных друзей отдать голоса за «Наш дом - Россию». Мне самому был чужд косноязычный и быдловатый Черномырдин, однако, я осознавал, что это единственная сила, способная без танков и уличных баррикад противостоять реставрации большевистского режима, за которым последует глобальная катастрофа для моих близких. Друзья морщили нос и говорили, что их эстетствующие натуры не позволяют голосовать за власть предержащих. Я же напоминал им о беспросветной мосфильмовской юности со 150-рублевой зарплатой, пустыми прилавками и отдыхом в ближайшем Подмосковье. Потом все наладилось, капитализм победил. Пусть и особый, «суверенный», но всё-таки. Теперь мои друзья верят Путину. Не все, но многие. Я их понимаю, они настрадались за годы анабиоза отечественного кино. И пойдут они голосовать за президента (я - нет), но не за парламент. Потому что неинтересно и не имеет прикладного значения. В этом нет ничего страшного, больше времени останется для полезного созидания. Правящая партия сделала все, чтобы наша жизнь не зависела от политического выбора. Ведь ясно, если СР взбрыкнет, ее быстренько реорганизуют, как это было недавно с «Родиной».
Конечно, мне духовно близки либеральные ценности западного толка. Но меня действительно разочаровали бывшие лидеры СПС, создающие альянс с маргиналами, а пришедшая им на смену молодежь не вдохновляет. Мне симпатичен Михаил Барщевский, лидер новых правых, но только когда он сидит за рулеткой в «Что, где, когда?». Большевиками же не напугаешь и моего пятилетнего сына, у него против них есть целый парк динозавров. А посему я остаюсь дома, и буду строить либеральный капитализм в отдельно взятой семье. То есть учить сына уважительному отношению к деньгам, покупать все новые достижения бытовой техники и ставить интересы каждого члена семьи над государственными. Любители же социализма могут ввести продовольственную программу в собственном холодильнике, зачитывать чадам отрывки из основоположников и отдавать часть зарплаты на борьбу с антинародным режимом. Это их право и меня оно не касается. Не зря же в последний опрос о политических симпатиях мы вставили пункт «я сам себе парламент», посмотрите на результаты. Значит, у меня есть единомышленники, люди, способные отвечать сами за себя. Вот с ними мы и построим!..
Леонид Черток