Чуть более месяца назад на сайте ИА «RUSNORD» была опубликована статья «Архангельские пятидесятники. Евангелизация с провокацией». Два слова об авторе…Борис Дульнев - Нарьян-Марский публицист, блогер, руководитель общественного правозащитного центра «Безопасность Арктики и России». Фигура в медийном пространстве региона заметная. При губернаторе Алексее Баринове Борис Дульнев занимал должность уполномоченного по правам человека в НАО. Это было время расцвета государственно-конфессиональных отношений, как на окружном, так и на региональном уровне. Алексей Викторович выступал в роли едва ли не главного мецената, инициатора многих начинаний епархии: от строительства главного собора сегодняшней Нарьян-Марский епархии до успешных медийных проектов. Покойного епископа Тихона (Степанова) и А.В.Баринова связывала не только большая дружба, но и сотрудничество в интересах как государства, так и Церкви. Усилиями губернатора Баринова и его команды была существенно ограничена возможность вмешательства иностранцев в вопросы освоения природных богатств НАО. В том числе и косвенно, через поддержку некоммерческих общественных и религиозных организаций ориентированных на Канаду и США…. Однако, вернемся к публикации…
«Горячий январь»
Статья Б. Дульнева стала ответом на яркое событие в религиозно-конфессиональной жизни области. Речь идет о молодежном христианском форуме «Message-2017» и том информационном эффекте, которое это событие вызвало в региональных СМИ. Мероприятие ежегодное, незаурядное. Раньше этот форум проходил в ноябре и назывался «Горячий ноябрь». В этом году ноябрь едва не стал «Очень горячим январем»... В рамках конференции был запланирован круглый стол «Участие христианских церквей в решении проблем современной молодежи». Идея собрать за одним столом представителей социального и миссионерского служения разных христианских конфессий принадлежит молодежным пасторам пятидесятнической церкви «Новое поколение» Михаилу Лефману и Дмитрию Лузьянову. Предложение к общению Михаил и Дмитрий адресовали представителям РКЦ (Римской католической церкви), церкви АСД (Адвентистов седьмого дня), Архангельской епархии. Накануне форума, на сайте НД 29 было проанонсировано участие в круглом столе представителей Архангельской и Холмогорской епархии. Как оказалось поспешно. Ответ пресс-службы епархии был молниеносным. Архангельская епархия опровергла информацию об «участии своих представителей в сектантском форуме».
Основной вывод автора звучит в заголовке. Круглый стол – умелая провокация американской по происхождению и духу религиозной организации против Русской Православной Церкви и общества: «Провокация своих целей достигла. Был создан информационный повод, и появилась возможность обозначить мероприятие и свою церковь в федеральных СМИ, дать пищу для слухов и возбуждения общественности в Архангельске и области…»
В статье упомянуто и мое имя. Вместе с игуменом Феодосием (Нестеровым) и отцом Андреем Алексеевым мы выступаем сразу и средством, и жертвами провокации. Я не являюсь официальным представителем Архангельской епархии, поэтому могу от своего имени, исключительно от своего, как несостоявшийся участник состоявшейся «провокации» прокомментировать изложенные в статье факты и выводы.
Как православный христианин я должен предостеречь автора, а как гражданин проявить участие и дать дополнительную пищу для размышления. Также считаю своим долгом поблагодарить автора за внимание к Архангельску и ответить ему тем же комплементом, но по НАО.
Сектантство – болезнь универсальная
Сначала о малозначимом... О себе и про себя. Борис Дульнев пишет: «Не менее странно выглядело и проанонсированное участие в круглом столе Дениса Данилова – руководителя центра «Гражданская безопасность», известного своей жесткой позицией по отношению к пятидесятническим организациям… Денис Данилов опровергать свое участие в мероприятии не стал в силу очевидной невероятности этого события. Тем более, что именно в это время ему пришлось отбиваться в суде от выдвинутых против него правоохранительными органами обвинений в публичной демонстрации фашистской символики…»
По моему глубокому убеждению, если не позиция Церкви, то мнения отдельно взятых священнослужителей, православных миссионеров должны были быть озвучены, а круглый стол все-таки состояться. И вот почему… Молодежное служение в контексте протестантской миссиологии рассматривается как неотъемлемая часть свидетельства веры, как возможность пригласить человека в христианскую общину. Организаторы и участники форума должны знать, что в силу непреодолимых догматических различий, а значит духовного опыта совместное социальное служение затруднено, а миссионерская деятельность невозможна! Идти предстоит разными путями… О различном понимании этого пути, его целях, результатах и опыте молодежного служения говорить нужно. Ради самой молодежи… И говорить громко!
Иногда по приглашению, иногда без него я хожу на евангельские молодежные встречи к баптистам, адвентистам, пятидесятникам… Повсюду встречаются люди, православные по духу, по сердцу. Да, они не понимают тех или иных догматических выражений Истины. Кто-то пока не понимает, кто-то не поймет никогда. Протестантская закваска делает этих людей постоянно ищущими, жадно ищущими новых и новых божественных откровений в своей собственной жизни, в жизни братьев и сестер по вере. У евангельских христиан даже есть такой богословский термин как «водительство Святого Духа». Одних, ведомыми одному Богу дорожками эта закваска приводит в Церковь, других широкими вратами прямо в ад.… Здесь скрыта колоссальная духовная опасность. Наиболее уродливые её формы можно видеть в харизматическом движении. Эта болезнь древняя. Она встречается во всех христианских конфессиях, более того - во всех религиях. Во всех без исключения. Простые психофизиологические явления, воображаемые картины, состояния экзальтации воспринимаются непременно, безоговорочно как личная причастность к Богу. То, что «отцы» харизматического движения называли «говорением на языках», «поверженностью в Духе» отцы Церкви единодушно считали прелестью. Одной из многочисленных форм греховного рабства – одержимостью.
Для харизмата, пусть номинально он будет хоть протестантом, хоть католиком, хоть православным, идолом становятся его собственные страсти. Это новая изощренная форма идолопоклонства. Кто был на «харизматических» служениях сторонним наблюдателем, тот меня поймет.… В этом моя «жесткая», по словам автора статьи, позиция по отношению к пятидесятническим церквям. Боле всего харизматическим движением заражены именно пятидесятники. Не безнадежно. Знаю многих евангельских христиан, разделяющих мою точку зрения…
Христианская миссия или гуманитарная экспансия?
Распространение харизматии через проповедь, миссионерскую деятельность пятидесятнических церквей иногда приобретает причудливые этно-религиозные формы. На севере Коми в г.Воркуте есть небольшая, но очень активная протестантская община – «церковь Силоам». Под руководством талантливого то ли российского, то ли американского, то ли украинского пастора Валентина Миронюка миссионеры охватили проповедью весь северо-восточный угол НАО (труднодоступные пункты Усть-Кара, Каратайка), часть Ямало-Ненецкого округа и Коми. Без малого десять лет благотворительной и миссионерской работы привели к впечатляющим результатам… Ненцы народ, открытый к общению, приветливый к гостям… Это добрая черта оленеводов, жизнь которых протекает среди зимы даже летом... И вот дом культуры в поселке, или чум в тундре становятся малой церковью, собранием верных. Сначала десятки, а затем и сотни новообращенных…
Дальше - больше. Ямб-То…целая семейно-родовая община – пятидесятническая церковь. Со временем уже среди самих ненцев появляются проповедники Слова Божьего. Кажется что из «камней сих» Господь воздвигает «детей Авраама»… Но так ли это? Вместе с воркутинскими миссионерами на вездеходах в Арктику едут представители широкоизвестной на Западе миссии Билла Панкарда и миссии Кеннета (США, Канада). И вот тут поди и разберись где братская христианская солидарность, а где интересы наших соседей в высоких широтах..?! Где христианская миссия, а где «мягкая сила» и гуманитарная экспансия..?! Стоит напомнить о том, что ненцы – самый большой коренной малочисленный народ Севера России. Ненцы расселены на огромном пространстве, простирающемся с запада на восток на несколько тысяч километров от Канино-Тиманья на западе до Таймыра на востоке. Думаю, лишним будет упоминание, что на этой территории сосредоточены колоссальные природные богатства. К этой территории непосредственно примыкает главная морская транспортная магистраль, имеющая ключевое стратегическое значение для геополитической целостности России – Северный морской путь. Одним словом лакомый кусок, в том числе и для религиозного вмешательства…
Вопрос выбора веры - это ведь не только вопрос взаимоотношений с Богом, но и с обществом, государством, окружающими странами и народами. Между прочим, именно пятидесятники-харизматы и неоязычники-фашисты стали религиозным ядром Украинского Майдана... Помню, семь или восемь лет назад на одной из конференций у меня был разговор с одним из руководителей социологической службы ФСО. Я задал один простой вопрос: «Как вы сами оцениваете роль этого фактора, вклад религиозных сект в оранжевую революцию…?» Получил ответ: «…Прошу вас не преувеличивать! В процентном отношении их роль не велика и составляет от одного до трех процентов в зависимости от региона...»
«Ну, да, конечно», - подумал я. И вспомнил этот разговор в 2013-ом… Турчинов – харизмат, сайентолог Яценюк. Запад на своем собственно опыте знает и понимает социальную сущность религиозного фактора в революции. Индепенденты, левеллеры и квакеры сделали переворот в Англии, а их потомки основали США…
Так уж сложилась наша история, что отношения между русскими и ненцами, мягко говоря, «на троечку». Было все в нашей общей истории: покорение самоедов и югры. В Тимано-Печерье есть деревня Снопы. Так вот, местные жители до сих пор хранят предание, согласно которому их деревня называется так, потому что убитых воинов, как ненцев, так и русских, складывали «снопами» и сжигали. В XVII веке пустозерские воеводы для покорения самоедских «князьков» держали в заточении аманатов – заложников, женщин и детей из ненецких родов. В век Просвещения к ненцам, как и к другим малым народам, мы относились вполне «по-европейски» - возили в клетках как цирковых животных, на показ в Санкт-Петербург. Да, да, было и такое! В этом наши предки были ничем не лучше «гнилого бездуховного Запада». Но есть и другая страница… Перевод ненецкой письменности на русскую графическую основу в известной мере обогатил обе наши культуры. Роль ненцев в защите Заполярья в годы Великой Отечественной войны нельзя недооценивать. Наконец общее признание вклада ненцев и ненецкой культуры в нашу государственность и создание Ненецкого автономного округа…
Что-то мне подсказывает, что сея чуждую ненецкому, да и русскому народу версию христианства, американские и канадские миссионеры рано или поздно сделают выгодный для себя и своих правительств исторический акцент. Совсем не в пользу России и уж точно не на пользу ненцам. Политическая, прежде всего дипломатическая поддержка своих миссионеров, кодифицирована в США, закреплена чуть ли не законодательно. В американской внешнеполитической культуре есть понятие «фронтир». Проще говоря: везде, где есть банка пепси-колы, присутствуют американские интересы. И, разумеется, одним из таких «фронтиров» является религиозная миссия. Она рассматривается западными спецслужбами как форма прикрытия разведовательной и пропагандистско-идеологической деятельности. Как потенциальной, так и вполне актуальной.
Борьба с язычеством – уничтожение народа
Есть еще одна угроза… Связанная непосредственно с особенностями протестантизма, искусственным отрицанием протестантами всего того, чему они не могут найти подтверждения в Библии. Проповедуя среди ненцев, они призывают их отречься от язычества. Если же перед нами миссионер из харизматов, то можно быть уверенным - борьба против язычества становится главной целью всей его деятельности… При этом вместе с мнимым язычеством уничтожаются ключевые элементы ненецкой культуры связанные с бытом, культурой питания, семейными отношениями, экологией, хозяйством. Перечислю некоторые из них: почитание родовых святилищ, использование в пищу оленьей крови, священный образ хозяйки чума, ряд запретов, связанных с употреблением в пищу «священных» рыб, особенно женщинами.…
Носителям такой разрушительной миссии невдомек, что от употребления сырого мяса с кровью в условиях тундры зависит жизнь оленевода, его здоровье и здоровье его детей… От почитания святилищ – историческая память и преемственность поколений, от «табу» и запретов – иерархия семейно-родовых отношений и трепетное отношение к хрупкой природе северной тундры.
Очень часто отрицаются и более сложные традиции: ритуальное очищение женщины, жилища (чума), обряд «пробуждения земли»… У нас в НАО и на Ямале уже зафиксированы случаи уничтожения новообращенными ненцами своих святынь. Сожжение «идолов» считается обязательным, потому-что это свидетельствует о принятии новой веры.
Такое бескомпромиссное отрицание «старой веры» таит множество опасностей, от внутрисемейных конфликтов и столкновений, до маргинализации в рамках целого народа отдельных ненецких общин, таких, например, как Ямб-то. В самых крайних случаях такое уничтожение всего «языческого» приводит к выходу ненца и его семьи из традиционной тундровой общины и переезд в поселок, а то и в город... Для такого большого многомиллионного народа как русские отдельная семья – это капля в море, но не для ненцев.
Когда человек теряет память, он перестает быть личностью, если у народа отнимается историческая память, его вера, вековые традиции, - от него остается одно название…
Российский фронтир в Арктике
Что же со всем этим делать…? Укреплять собственные границы, создавать свой фронтир. Попытаться возродить живое ненецкое предание. Сохранить знания, связанные с шаманизмом, способствовать восстановлению преемственности. Шаман для ненцев – это и врач, и пастырь и исповедник. Сберечь огромный пласт все еще живой мифологии, религиозного опыта, связанного с общей ненецкой святыней – о. Вайгач. У государства и общества для этого все еще есть ключевые системы жизнеобеспечения. Прежде всего – институты образования и культуры. Кроме того, свое слово должны сказать, выступающие от имени народа общественные организации «Ясавэй» и «Тосавэй». При этом их позицию необходимо оценивать как едва ли не ключевую. Принимать такой, какая она есть.
Нужно поддержать микроскопическую Нарьян-Марскую и Мезенскую епархию с её «шестью с половиной» священнослужителями. И не только медийно. Епископ Иаков – талантливейший миссионер, знаток русской классической литературы. Он понимает значение Церкви и её роль в обеспечении государственной и общественной безопасности. Было бы здорово прочитать новость о переброске, куда надо, группы православных миссионеров. И плотников - на берега для восстановления древних поклонных крестов. Нельзя, конечно, забывать и о православных старообрядцах. Об этом мощнейшем религиозно-духовном течении, сохранившем русскость, а, значит, и русских на берегах Печоры и в Арктике
Итак, подытожим. Религиозная экспансия Запада среди коренных малочисленных народов – это, прежде всего, проблема духовная. На этом уровне, на мой непросвещенный взгляд, она вообще никак не решается. Представителями нашей политической элиты, за редким исключением, даже плохо осознается. В этом нет ничего удивительного. В стране, где национальная идея сводится к лозунгу «хлеба и зрелищ», иначе быть просто не может. Кроме того - это политико-правовой и социально-политический вызов. Применительно к Арктике – создание замкнутых на себе групп населения, со всеми признаками сепаратистских и экстремистских групп. При этом групп ориентированных на внешние и враждебные по отношению к России центры…
Существует международное право по защите коренных малочисленных народов. Российская Федерация – субъект этого права. Но одних международных соглашений мало. Надо создать иллюзию легитимности. И вот здесь работает та же схема, что и с псевдоэкологическими проектами, только в десять раз сильнее… Потому что вместо экологических организаций на сцену выступят религиозно-этнические меньшинства. Выступят против инфроструктурных и промышленных проектов, против Российской, а значит Русской Арктики. Не разрозненно, как сейчас, а единым фронтом, прикрываясь саамами и поморами на западе, чукчами и эскимосами на востоке. Под лозунги защиты их прав Запад попытается вытеснить из Арктики своего ключевого конкурента. Им, безусловно, является Российское государство.
На этом уровне противодействие оказывается более эффективным. О тактических шагах можно только догадываться. В том же ненецком эпизоде с церковью Силоам мы видим ряд упорядоченных фактов. В апреле 2016 г (!). Минюст в судебном порядке ликвидировал общину «Ямб-То». Вот официальная формулировка: «….не представлены в Управление Минюста документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2011, 2013 годы в срок до 15.04.2012, 15.04.2014 соответственно..».
Конечно, после решения суда оленеводческая община не перестала существовать. Как и прежде люди смогут пасти оленей и будут воспитывать своих детей в ненецких традициях. Но теперь «по крупному» участие в их жизни иностранных фондов и религиозных миссий теряет всякий смысл. Община больше не представляет интерес как потенциальная резидентура под прикрытием российской юрисдикции.
По удивительному стечению обстоятельств в том же году с проблемами совсем нерелигиозного порядка столкнулся и сам воркутинский пастор В. Миронюк. С деталями можно познакомиться на сайте Комиинформ в опубликованном 11 марта 2016 г. (!) открытом письме. Если кратко - пастор взял кредит. Открыл бизнес – сеть социальных столовых для малоимущих в самой Воркуте и в аэропорту. Проверка на проверке, штрафы, долги перед работниками, кредиторами... Столовые продолжают работать, но денег нет. И вот уже не до организации десанта в тундру… Да и пригласить иностранную миссию стало проблематичнее, особенно после принятия закона «О миссионерской деятельности» и поправок Озерова-Яровой в антиэкстремистское законодательство. Все персонажи и фигуранты миссионерского иностранного вмешательства связаны по рукам и ногам.
Вот так причудливо, казалось бы, мало заметные для одних и малозначимые для других вопросы духовной, религиозной жизни, связаны с проблемой личной, общественной и государственной безопасности. В следующей статье мы вернемся к этой теме. И под тем же углом зрения посмотрим на набирающую в нашей стране активность неоязыческих культов, их политическую трансформацию.
Денис Данилов,
руководитель центра «Гражданская безопасность»