Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Совсем другая история. Разочарование от фильма «Снегирь» Бориса Хлебникова

Всегда с осторожностью подхожу к экранизациям любимых книг. Даже если они «по мотивам».

Роман Георгия Владимова как раз из таких, любимых. В нашем доме вырванные страницы «Нового мира» были любовно отданы в переплётную мастерскую, такой же чести удостоилась только журнальная версия «Мастера и Маргариты» (с самиздатом, понятное дело, не рисковали). 

Перечитывал раз пять, в период от 15 до 25 лет. Конечно, каждый раз новые впечатления, нюансы, точки остроты конфликта. Но одно общее – романтика моря, при всех сюжетных поворотах, далёких от традиционной для того времени (конец 60-х) лакировки действительности. Дошло до того, что в армии всерьёз подумывал после дембеля рвануть на северА рыбку половить за добавочным знанием жизни… хорошо, что кинематограф пересилил.

Роман и тогда вызвал шквал критики. Прежде всего, за гиперреалистичность, за язык героев, воспринятый не только рецензентами, но и «простыми советскими читателями», как слишком «солёный» (сейчас бы почитали-посмотрели). Официальные цензоры как почувствовали, что в Союзе писателей растёт будущий диссидент и видный западный публицист. Нас же в «Трёх минутах…» привлекала именно свобода и осознание, что эта щёлочка вот-вот захлопнется. Поэтому и переплетали.

Перенести события более чем полувековой давности в современный антураж, особенно межличностные отношения, на это нужна смелость. И мастерство. Бог с ним, с временными нюансами, но АТМОСФЕРА. Та, что могла подтолкнуть испытать это всё на себе. Увы и ах…

В литературном первоисточнике рассказ ведётся из уст 25-летнего моряка Семёна Шалая. Который отслужил срочную на Северном флоте, остался подзаработать (представляете, сколько в те годы в его родном колхозе платили) и затянуло. После каждой путины он собирается домой к маме и всё никак… отдых на югАх, романтические отношения, денежки улетели. А в последний (точно последний!) приход вообще беда – девушка бросила, в ресторане обули, шалава попалась. Срочно в море! С канадской модной курточкой, которую только и успел прикупить на берегу, и которой пожертвует морской стихии в самый критический момент.

Социальный (он же производственный) конфликт книги построен на взаимоотношениях этого «морского волка» с двумя почти ему ровесниками-москвичами. Приехавшими не только за деньгами (1000-1500 за рейс – сумасшедшие рубли для того времени), но и попробовать, как ловится «та селёдочка, которая так вкуснА с лучком под водочку». То есть, не конфликт двух поколений, ибо такого разделения нет, а двух мировоззрений, двух опытов жизни. Причём и Шалай берёт что-то от двух «аликов» (корабельная кличка москвичей), а не только передаёт опыт и транслирует собственные ценности. Он и сам не очень высоко поднялся над ними в моряцкой иерархии, чуть повыше «карася».

В киноверсии Хлебникова молодые первоходки, учащиеся, на секундочку, профильной мореходке, попадают в кубрик к крутым дембелям, каждый из которых им в отцы годится. Перед нами чистой воды буллинг, помноженный на то, что с борта рыбацкого сейнера можно выйти только в открытое море. И это при серьёзных производственных капиталистических отношениях, когда всё нацелено на получение прибыли…

Место Шалая в киноверсии занял матёрый «отец Геннадий», сам отец двух дочек из того же поколения, чьи лица он называет «постными» (сильно сомневаюсь в таком словообороте любящего отца да в уши потенциальным женихам). Строгий, но способный на сочувствие, именно он пытается научить новичков и работе, и элементарной технике безопасности. Да, грубоват, да, бухает втихаря… а то и всем морским коллективом вместе с салагами (в реальной жизни, точно знаю, это прерогатива единиц, поэтому на суше так и отрываются). 

Но вот нетерпимость… Времена-то изменились, на судне даже «маркони» (радиста) нет, его гаджеты давно заменили (спутник в небе над Баренцевым тому в помощь). Однако заявление одного из салаг, что он в мореходке случайный человек, что заработанные деньги хочет спустить на отдых в Дубае вызывает приступ коллективной ненависти. Плюс моральное предательство товарища, громогласно заявляющего, что его мечта – стать капитаном. Так, по крайней мере, преподносится зрителю.

И сразу кажется, что этот случайный на корабле человек Никита обречён. Если сам с борта не упадёт, то удавится. Потому что не понимает и не хочет понимать законов мужского общежития – не моются на судне по полчаса, не блюют на камбузе во время качки. И оправдание у него одно – «я здесь по приколу», даже странно, что такой пентюх год провёл в далеко не гламурном общежитии питерской мореходки.

Вроде бы, точка внутреннего конфликта найдена – мировоззрение «отца Геннадия» на мировоззрение Никиты. Да нет там никакого конфликта, их диалоги один на один беззубы и скучны, Никита ничего не понимает и в своём поколении, отделываясь общими фразами – «ну, они (ваши дочки) такие… все такие». Остаётся опрокидывать коньяк в одиночку… опасная, кстати, вещь в такой экстремальной обстановке.

А дальше, для остроты, в сюжет включается исконное русское раздолбайство помноженное на вороватость. Захотели срубить рыбки в норвежских водах в нарушении всех международных законов и поплатились гибелью самого слабого звена экипажа. Смерть бессмысленная, похожая на роковую случайность… если бы не атмосфера ненависти вокруг именно этого персонажа.

А дальше, как катарсис, шторм, во время которого российские моряки, отвратительные снаружи, но героические внутри, спасают экипаж норвежского судна, который, по факту, только что и ограбили на несколько тонн трески. И давай веселиться, гордиться собой, когда труп Никиты плавает в вонючем трюме.

У Владимова, к слову, был и шторм, и спасение иностранных моряков (вот трупа не было). Только там другая история – советские моряки готовились к смерти, понимая, что не совладают со стихией, и только новость о гибнувшем рядом с ними шотландском судне подняло их с коек. Почувствуйте разницу в настроении.

И я совсем не понимаю восторгов многих критиков по поводу съемок самого шторма… в моё время в мосфильмовском павильоне комбинированных съёмок делали картинки не хуже. И это задолго до эпохи компьютерной графики. А здесь даже ни разу пальцы ног от гибельного восторга не поджались.

Всё в фильме закончилось банально и предсказуемо – сейнер встречали не жёны, а следственная бригада. Ещё удивительно, почему браконьеров не задержали в рейсе морские службы безопасности Норвегии… ведь у норвежских моряков тоже с собой были гаджеты с выходом в Всемирную сеть.

«Отец Геннадий» отправился на свою Голгофу, к курящему следователю противоположного пола с очень недобрым глазом (единственная женская микро-роль на весь фильм). В открытом финале непонятно, будет хотя бы внутреннее искупление.

Сокурсник погибшего просто уходит с корабля. То ли за расчётом, то ли увольняться к чёртовой матери из этой опасной и малоперспективной профессии. 

Братства моряков-победителей в известном мурманском ресторане Мурманска нам тоже не показали.

Ну что, вам хочется испытать всё это на себе?

Некоторые рецензенты нашли в «Снегире» метафорические параллели с несовершенством госустройства, что свойственно авторскому кино в целом. Лично у меня не получилось, хотя всегда считал себя чуть ли не мастером поиска «фиги в кармане»

А ещё не хватило канадской курточки, размышлениями о которой заканчивалась эта история у писателя Владимова, прощания экипажа до следующего рейса, и той ресторанной шалавы, которая на проверку оказалась вполне себе приличной береговой морячкой. Поэтому советую сначала посмотреть фильм, и только потом взяться за литературный первоисточник. Так будет логичней и понятней.

 Спойлер: фильм начинается с привычной фразы про опасность сцен с курением. Погибший Никита, кстати, не курил. Делайте выводы…

    Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (349)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20