Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Спартак Резицкий: «Я всего лишь сказал спасибо отцу»

Когда я впервые попал в Архангельск в 2000-м году, то раз десять слышал от собеседников, имеющих и не имеющих прямого отношения к культуре – «Резицкого ещё не слышал?! Ты что, обязательно сходи!». Но куда там… выборы, суета, да и не было в том июне у архангельских джазистов громких выступлений.

Признаюсь, джаз – не самый мой любимый музыкальный стиль, в этом смысле я воспитан на бардовской песне и роке. Хотя в доме пластинки с джазом были, американская классика – Элла Фицджеральд, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон – классический набор советского интеллигента. Жанр не то, чтобы запрещённый (ещё не хватало – «музыка угнетённых американских негров»), но и не рекомендованный к массовому потреблению, слишком эстетский. К народу его приблизили шахназаровские «Мы из джаза», но это уже начало 80-х, воспринималось как альтернатива полуподпольному року.

А здесь такой культурный ажиотаж, причём на Русском Севере! Впрочем, как мне тогда объяснили, Резицкий больше на Западе выступает, дома его можно увидеть и услышать на «Днях джаза». Хотел пойти, но не успел. Умер Петрович. А «Дни джаза» живут, но для меня это уже не то… извините за привередливость. Как Высокого слушать в исполнении Харатьяна.

И вот сын Спартак снял фильм. Не имея для этого специального образования, вообще первый опыт в кинематографе. Его имя тоже известно, но больше в связке с модельным бизнесом и постановкой массовых зрелищ. Я к подобным экспериментам отношусь скептически («опять сапог сточил пирожник»), уж извините за мосфильмовский снобизм. Но возможностью пообщаться не преминул воспользоваться. Как раз подоспел Шестой Arctic open с премьерным показом «Владимир Резицкий: Джаз-Архангел». Специально не смотрел до личной встречи, хотя принято наоборот.

Со Спартаком мы уже встречались на кинофестивалях (он отвечал за постановку открытий-закрытий), поэтому обошлись без лишних политесов. Сразу в лоб спросил – чего в кино понесло, образование какое?

-  Я – режиссёр-самоучка, за плечами колледж культуры без диплома. Ещё было поступление на актёрский в Щукинское училище. Но там только очное обучение, а я уже работал и не хотел бросать.

Есть расхожее мнение, что дети деятелей искусства след в след повторяют родительский путь… типа им одна фамилия все двери открывает. Это верно только отчасти, путь Спартака Резицкого тому подтверждение – в его «портфолио» лишь полгода обучения по классу электрогитары. Я постеснялся интересоваться – он сам так решил, или отец посоветовал «сынок, у тебя своя дорога».

Интересуюсь, чем же таким интересным ты занимался в Архангельске, что махнул рукой на московскую актёрскую жизнь. «Щука» совсем не гарантирует карьеру в столичном театре, но всё-таки пять лет весёлой тусовки в престижнейшем творческом вузе.

- Ставил мероприятия… в то время это называлось «режиссура массовых зрелищ». В том числе, нестандартные дефиле, уже был плотно связан с миром моды. Наверное, это тоже наследственное, отец в своих выступлениях часто использовал театрализацию, хотя специально этому не учился. Ещё поездил по фестивалям и гастролям с перкуссиями (музыкальные инструменты, производящие различные звуковые эффекты с помощью ударов или тряски).

И это настоящая творческая жизнь. А она затягивает…

Представляю, как чувствовал себя школьник Спартак с таким известным отцом, чья фамилия была на слуху у всего провинциального Архангельска. Даже не знаю с кем сравнить по московским меркам. И вдруг слышу:

- Да нам с сестрой постоянно за это прилетало, от нас ждали чего-нибудь такого… Кстати, и Архангельск совсем не провинциален по духу, мы тогда были открытым окном в Европу, к нам первым всё модное приходило. Нет, папа нам не помогал в профессии, сестра работала педагогом, а потом перешла в статус домохозяйки, в чём чувствует себя вполне комфортно. Мне отец иногда помогал своим участием в показах.

- А ведь можно подумать…

- Вот-вот, многие думают, что Резицкий-старший оставил после себя миллионное состояние. Это те, кто не знал его близко. На самом деле, отец был бессребреником и всё вкладывал в духовное развитие города – и силы, и заработанное, и здоровье.

Последнее я понимаю… просто так так рано не уходят.

- Папа ушёл в светлую даль, а я встал на тёмную сторону.

- ?!!

- Отец меня не отпускает. От него остался огромный архив, а это такая же огромная ответственность. Долго думал, что делать с этим наследством. Нет, не монетизировать, я ставлю перед собой только реальные задачи.

Действительно, Спартак не похож на богатого наследника. Слишком худ и глаза горят совсем не алчным огнём. Его больше волнует то, что сегодняшняя архангельская молодёжь совсем не знает Резицкого. Фамилию где-то слышали, а вот чем занимался.

И тут мы вплотную подошли к замыслу картины.

- Это было логичным решением, что делать хотя бы с частью отцовского архива. Не многие знают, что он был одним из основателей фри-джаза.

- Даже я не знаю, что это.

- Тоже самое, что и фристайл – свободный стиль, только не на лыжах, а в музыке, максимальная свобода самовыражения.

Время пришло вместе со 100-летием российского джаза, совпавшим с 40-летием «Международных Дней джаза в Архангельске», наверно главным осязаемым наследием Владимира Петровича Резицкого. Вы только представьте – в стране брежневский застой ещё не кончился, а в портовом почти закрытом городе проводят международные дни американской музыки. Борзость, граничившая с культурным инакомыслием.

- Эти архангельские «Дни» тогда называли фестивалем искусств, - объясняет Спартак. -  Там были и кино, и живопись, и танцы, абсолютно новаторская форма для своего времени. Причём часто андеграунд, то, что не рекомендовалось массовому зрителю.

Представляю, через какие препоны продирались организаторы. Между тем, Лео Фейгин, известный в мире ценитель музыки и компаньон Севы Новгородцева по культурным программам на международных радиостанциях, называет фестиваль Резицкого «лучшим фестивалем в мире», это прозвучало в фильме.

Признаюсь собеседнику, что его кино ещё не смотрел, поэтому пока не могу обсуждать его качество. Но интересуюсь – откуда деньги на такую масштабную работу.

 - Деньги, конечно, важны, но классная команда, собравшаяся на картине, по-моему, важнее. Я как раз занимался поиском денег и режиссурой. Как получилось то и другое – экран расскажет.

Тут к нашему диалогу присоединяется Валерия Резицкая, дочь Спартака и внучка Владимира Петровича, взявшая на себя нелёгкий труд исполнительного продюсера картины (главного организатора съёмочного процесса). Семейное кино в чистом виде… там ещё младшая дочь снималась, а супруга Елена вообще занималась всем, до чего у остальных руки не доходили плюс создавала нужный микроклимат.

- Мы очень хотели, чтобы фильм был понятен молодёжи, а это не в последнюю очередь современный визуальный ряд. Поэтому с особой тщательностью подбирали операторов. И тут нам повезло, нашли прекрасных профессионалов, постоянно проживающих в Японии и Англии, которые прямо на месте записывали интервью. Координировали работу через Zoom, представляете, какая это экономия! Причём на начало работы никто из иногородних в команде не знал про Владимира Резицкого, они познавали его в процессе.

- Экономия – это хорошо. Ещё лучше окупить расходы на производство и даже что-то заработать, - вздыхаю я о наболевшем.

- Мы и на это рассчитываем. Изначально не ставили перед собой задачу снять сугубо фестивальное кино или рассчитанное на регионального зрителя. История ведь неместная, многих заинтересовать может.

А меня продолжает интересовать мотивация Спартака взяться за трудное и незнакомое дело.

- После того, как фильм был смонтирован, супруга иронично спросила – «ну что, ягнята замолчали?». Я хотел этим фильмом сказать спасибо своему отцу. За себя. Без его примера я бы вряд ли стал работать с детьми, особенными в развитии, это его начинание. Да и в жизни не ставил бы во главу угла идею.

- Можно было подхватить его фестиваль…

- …что я и сделал на начальном этапе. А потом передал его другим людям, то, что они сейчас делают, ни хвалить, ни критиковать просто не хочу. Хотя каждый год у меня начинается осеннее обострение, ещё одна семейная шутка.

- И как тебе в шкуре режиссёра?

- Когда мне на этом Arctic open дали бейджик «Спартак Резицкий – кинорежиссёр», сначала даже засмущался… как присвоил себе это звание. Но сейчас чувствую – я на крючке и кино.

- Значит, будет продолжение?

- Посмотрим.

P.S. Почти сразу после этой встречи я посмотрел «Владимир Резицкий. Джаз-Архангел». И залип на час перед экраном, хотя не отношу документалистику к своим любимым киножанрам. Дело не только в открытии абсолютно самобытного таланта северного джазиста, чьи сценические эксперименты напомнили любимую «Популярную механику» Курёхина, которой автор этих слов наслаждался в 80-х. Сама манера кинематографической подачи – без закадрового поясняющего текста, на одних интервью, ассоциациях и архивном видеоряде, где связующей нитью младшая внучка Владимира Петровича Резицкого, гуляющая по Архангельску в поисках своего деда (так увидел замысел). А ещё представил, как ломились на джаз Резицкого в кафе и рестораны, где он выступал в советские время за отсутствием более значительных площадок. Творчество, совмещённое с едой-питьём… вот это было совсем не по-советски, как же идеологический отдел лопухнулся!

И если Спартак Владимирович захочет продолжить свой более чем удачный киноопыт, то только в путь!

Леонид Черток  

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (217)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20