Там над обломками эпох,
С улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах.
(Г.С.Семёнов)
С XVII века европейские страны начинает завоёвывать опера. В Италии, Франции, Англии и в германских княжествах создаются национальные оперные школы с государственной поддержкой. К жанру, основанному на синтезе музыки, сценического действия и слова, обратились многие композиторы-современники Баха. Интерес имел и материальную подоплёку – публика платила немалые деньги за представления; имена сочинителей опер становились известными и популярными, что позволяло их носителям диктовать выгодные условия при заключении контрактов на новые произведения и исполнение ранее написанных.
Иоганн Себастьян Бах не писал опер. Исследователи его творчества предполагают, что «пучина забвения», поглотившая его творчество после смерти во многом связана именно с этим фактом жизни композитора. Мир оперных сюжетов для музыкального проповедника христианских ценностей, каким был Бах, казался чуждым. Он творил в своей Вселенной, создавая шедевры высочайшего уровня. Один из них, или, может быть, главный в творчестве Баха – «Страсти по Матфею». В Списке произведений Баха, созданного Шмидером, произведение занесено под номером BWV 244.
Следует сказать, что в жанре «Страстей» писали в те времена и другие церковные композиторы. Страсти — вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основанное на евангельских текстах. Их ещё называют пассионами.
В 1725 году в Лейпциге состоялось исполнение «Страстей по Иоанну» Баха. Всего же, по словам Вильгельма Фридемана Баха (старший сын Баха), его отец создал пять пассионов. Три из них потеряны.
В основе сюжета «Страстей по Матфею» лежат события последних трёх дней жизни Христа - Тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение.
Окончательная версия пассиона (сочинение ещё называют и ораторией) состоит из фрагментов Евангелия от Матфея, стихов Пикандера и текстов ранее написанных другими авторами хоралов. Евангельские сюжеты Бах раскрывает на основе вечных, волнующих людей проблем – добра, зла, справедливости, нравственного подвига. Христос предстаёт живым, глубоко страдающим человеком, мужественно принимающим муки, идущим на смерть ради счастья людей. Словно из жизни взяты образы ученика Христа – Петра, предателя Иуды, римского наместника в Иудее – Пилата, Первосвященника и других.
Премьера этого грандиозного по замыслу и воплощению сочинения, включающего 78 номеров, состоялась в Страстную пятницу 11 апреля 1727 года в лейпцигской церкви Святого Фомы и длилась более четырёх часов.
Публика ничего не поняла. В вышедших позднее газетах о премьере ничего не писалось. Главным музыкальным событием того дня было признано исполнение «Страстей» некоего Готлиба Фребера в другой церкви Лейпцига.
Через девять лет, в 1736 году Бах представил новую редакцию оратории. И снова приём у публики был более чем прохладный.
Потом «Страсти по Матфею» не исполнялись почти целый век. Лишь в 1829 году в Берлине Феликс Мендельсон исполнил сокращённую версию пассиона, которая потрясла слушателей. С этого концерта началось «баховское возрождение».
Мир любого пассиона наполнен скорбью и слезами. Оратория Баха проникнута светом. Сила любви способна победить даже смерть.
В наши дни «Страсти по Матфею» признаны одной из вершин всей классической музыки. Фрагменты из пассиона звучат в исполнении величайших музыкантов и солистов, использованы режиссёрами во многих фильмах.
***
На фото - картина французского живописца Гюстава Доре (1832-1883) «Долина слёз». На первой приложенной записи звучит Ария альта, о которой замечательно сказала российский музыковед Д.К.Кирнарская: «Ария альта из “Страстей по Матфею” — это пример всего самого совершенного и дорогого, созданного гением И.С. Баха. Здесь он выразил себя без остатка, до конца, высказал все, ради чего он жил и обращался к людям в своей музыке… И как всегда у Баха, эта мелодия кажется бесконечной: текут, нанизываются друг на друга вздыхающие фразы — слушая эту музыку, нельзя не вспомнить всех раскаявшихся грешников, душа которых, как душа Петра, очистилась через покаянную молитву». Вторая запись – Заключительный хор «Мы склоняемся над гробом Господним».
Очистим наши души. И да поможет в этом великая музыка.
Александр Чашев
***
Предыдущая статья из сборника «Вселенная Баха»:
http://rusnord.ru/culture/55181-vselennaja-baha-pashalnaja-oratorija.html