Конституционный Суд России принял к рассмотрению второе в своей истории дело о правах коренных малочисленных народов. На этот раз Суд решит проблему о критериях принадлежности к данной категории. Для коренных народов это важный и, по сути, - первичный вопрос. Однако ответ на него не так очевиден и требует конституционной оценки.
Андрей Данилов является этническим представителем малочисленного финно-угорского народа саами, который в России относятся к коренным малочисленным народам Севера. В годы советской власти его семья в духе социализации была принудительно интегрирована в институты светского общества: его предков переселили с традиционных территорий Мурманской области в места компактного проживания этого региона. Поэтому в настоящее время Андрей живет и работает в городе, а в выходные дни и во время отпуска возвращается в традиционные места проживания своих предков, где ведет традиционный образ жизни и традиционное природопользование, рыбачит, занимается собиранием дикоросов.
Данилов является директором Фонда саамского наследия и развития, цель деятельности которого - возрождение, сохранение и передача саамского культурного наследия настоящим и будущим поколениям, в том числе путем просветительской деятельности, сохранения ремесленного и промыслового опыта, информационной и правовой помощи.
Благодаря этой деятельности Андрей Данилов - известный саамский активист, он имеет многочисленные награды и признание со стороны саамского сообщества. На период 2021-2022 годов он, как представитель российских саамов, выбран одним из пяти членов Культурного комитета международной неправительственной организации Союз саамов, объединяющей саамов России, Норвегии, Финляндии, Швеции.
Однако в официальном порядке закрепить свой статус принадлежности к коренному народу у саамского активиста пока не получается, в связи с чем не имеется возможности осуществлять традиционную охоту. В 2019 году он обращался с заявлением проставить в охотничьем билете отметку о свободной традиционной охоте, но административные органы региона отказали в этом.
Этот отказ поддержали все четыре судебные инстанции судов общей юрисдикции. Суды указали, что к коренным народам относятся лишь те, кто постоянно проживает на традиционных территориях и для кого традиционное природопользование является основой существования. Такой вывод суды сделали на основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».
Поэтому Данилов, следуя убежденности в своей правоте и пытаясь защитить общий интерес, решил оспорить указанное законодательное регулирование в Конституционном Суде – высшем судебном органе конституционного контроля, обеспечивающем верховенство и прямое действие Конституции.
После принятия жалобы к рассмотрению заявитель Данилов в своем комментарии сказал, что поднятая проблема не простая и очень злободневная, поскольку традиционный уклад жизни, традиционные промыслы народа саами и других коренных народов находят сопротивление со стороны интересов иных групп на те же природные ресурсы. Саамский активист указал, что борется не только за свое право, но и за общий весьма актуальный интерес коренных народов: «Я только сегодня был на празднике в Ловозеро. Люди довольны тем, что этот иск принял Конституционный Суд. Они вдохновлены тем, что кто-то борется за их права, и ждут этого решения, чтобы спокойно заниматься традиционной охотой». Данилов отметил, что нормальные условия жизнеобеспечения и проживание в городской среде не должны противоречить возможности вести традиционный образ жизни: «У коренных народов должно быть право заниматься на своей земле своими традиционными видами деятельности. И только так сохраняется народ. Например, на охоте и в оленеводстве существуют некоторые языковые специфические термины, которые не употребляются в быту. У нас только сорок пять наименований снега. Сорок пять слов связано со словом снег, представляете!? А мы это можем потерять. И только представьте, если исчезнет традиционная охота, исчезнет и богатейший слой саамского языка. А без языка нет народа. Поэтому иск направлен на сохранение коренного народа». Вместе с тем он отметил малочисленность саамов и указал, что со стороны трудно понять их особенности: «Только представитель народа может донести свою боль, свою специфику. Этого не прочитать в книгах, этого не написать на бумаге, это нужно говорить и нужно слушать. Можно прочитать кучу книг, изучить много информации, документов юридических, но не увидеть человека, который несет в себе эту специфику. Различные тонкости нигде не прочитать, о них никак не узнать, кроме как из живого общения». Также, Андрей Данилов выразил свой оптимизм и веру в справедливость и отметил, что текст жалобы появился в больших трудах: «Владимир Сергеевич (адвокат Владимир Цвиль – от авт.) сделал очень много и отразил в тексте жалобы мои чувства, мои эмоции, мои желания, прошедшие суды. Его предыдущее дело по коренным народам у многих укрепило веру в справедливость».
Представитель заявителя адвокат Владимир Цвиль, неоднократно представлявший интересы граждан в Конституционном Суде, оценил это дело как очень сложное и наполненное многими нюансами: «С точки зрения постановки проблемы и аргументации правовой позиции, думаю, это одно из самых сложных моих дел в Конституционном Суде, к тому же это один из основополагающих для коренных народов вопросов». По словам правозащитника: «Здесь сталкиваются, с одной стороны, конституционная свобода национальной принадлежности, а с другой – идентификация коренных народов. Непротиворечивое сосуществование этих конституционных величин – серьезная задача. Ее решение потребует от Конституционного Суда использования различных приемов познания и методов разрешения конституционных проблем. В этом деле нужно учесть множество деталей: факт принудительной социализации коренных народов в прошлом, который требует гибких законодательных решений в настоящем; межполярные состояния и специфичность адресатов оспариваемых норм, в частности, возможность развития коренных народов и их образа жизни, для чего необходимы лица, совмещающие традиционный образ жизни и иную профессиональную деятельность, например, деятели культуры, врачи, учителя».
В жалобе указано, что безусловное разделение коренных народов на «интеллигенцию и тундровиков» означает непропорциональный и дискриминационный подход: «В условиях современного общества и процессов его интеграции, а также учитывая конкретные функции, выполняемые отдельными лицами из числа коренных народов, их постоянное и непосредственное нахождение в местах традиционного проживания не может являться безусловным критерием отнесения лица к коренному народу и признания соответствующих этому статусу преференций».
Удалось выяснить и мнение представителя коренного народа долган Геннадия Щукина - первого в истории Конституционного Суда представителя коренных народов, чья жалоба в 2019 году получила положительное разрешение. Долганин поддержал позицию Андрея Данилова, указав, что поднятая в жалобе проблема разделения на «горожан» и «тундровиков» – общая для коренных народов: «Я к этому разделению отношусь отрицательно. Народ - един в обычаях и традициях». Учитывая свое мировоззрение и свой опыт, Геннадий Щукин высказал доверие Конституционному Суду, отметил его высокий авторитет, выразил надежду в отношении предстоящего решения, при этом указав, что проблема должного исполнения решений Суда «на местах» остается. Также Геннадий Щукин оценил роль общего с Даниловым представителя в Конституционном Суде - адвоката Владимира Цвиля: «Я считаю, что это высокого полета специалист. Он много делает, чтобы отстоять нашу позицию. Прежде, чем браться за дело, он действительно изучал нашу жизнь, традиции, обычаи. Это очень ответственный человек».
На данный момент неизвестно, когда Конституционный Суд рассмотрит обращение Андрея Данилова. Дело действительно непростое, а потому Суду потребуется достаточное время для серьезного всестороннего анализа всех его сторон и взвешивания разных позиций и мнений.
Елена Ломова, специально для ИА RUSNORD
(Фото с оленями - автор Игорь Громов, фото Андрея Данилова - автор Нэлли Слупачик)